Новости охраны труда

Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации обсудил вопросы и проблемы применения специальной оценки условий труда

В связи с поступающими обращениями от работников организаций системы здравоохранения в выборные органы организаций Профсоюза по вопросам и проблемам, связанными с применением законодательства о специальной оценке условий труда на рабочих местах медицинских организаций бюджетной сферы, ситуацию комментирует Юрий Витальевич ГУЗНАЕВ – главный технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (далее по тексту – Профсоюз). В связи с поступающими обращениями от работников организаций системы здравоохранения в выборные органы организаций Профсоюза по вопросам и проблемам, связанными с применением законодательства о специальной оценке условий труда на рабочих местах медицинских организаций бюджетной сферы, ситуацию комментирует Юрий Витальевич ГУЗНАЕВ – главный технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (далее по тексту – Профсоюз).
В настоящее время медицинское сообщество и Профсоюз обеспокоены вопросами, связанными с проведением специальной оценкой условий труда в соответствии с вступившими в силу с 01.01. 2014 года федеральными законами от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Результаты спецоценки условий труда обуславливают предоставление гарантий и компенсаций медицинским работникам за работу на рабочих местах с вредными и опасными производственными факторами.

Уже сейчас, при проведении спецоценки условий труда наблюдаются случаи необоснованного снижения классов условий труда и соответственно снижения или отмене ранее предоставляемых и гарантированных государством компенсационных мер (дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенные размеры оплаты труда, сокращенная продолжительность рабочего времени). Немаловажно и то, что оценка условий труда, проведенная некачественно, приостанавливает право досрочной пенсии ряду медицинских работников бюджетных медицинских организаций. Это повлечет в будущем массовости судебных разбирательств, необходимости повторных замеров, к проведению государственной экспертизы и к дополнительным затратам бюджетных средств, а также к социальной напряженности в трудовых коллективах.

Организации Профсоюза обеспокоены и качеством проведения мероприятий оценки условий труда в переходный период, возникновением не разрешаемых ситуаций, связанных с одной стороны со спецификой медицинской деятельности, с другой – несовершенством правовой, технической, разрешительной и лицензионной базами оценки условий труда. Для Профсоюза важно, максимально объективное решение вопроса о предоставлении работникам компенсационных мер за работу под воздействием вредных и опасных производственных факторов на основании качественной оценки условий труда именно подготовленными и сертифицированными экспертами, легитимными организациями и лабораториями.

По замыслу разработчиков, процедура спецоценки условий труда должна была стать инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Необходимо отметить, что подходы в определении классов вредных условий труда на рабочих местах в рамках законодательства о специальной оценке условий труда вынуждают каждого работника быть заинтересованным в правильности применения к нему тех или иных норм, гарантий и компенсационных мер и их полноты, при реальных условиях труда, качественном проведении мероприятий, связанных со специальной оценкой условий труда (далее – СОУТ) по утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н Методике.

Однако в Методике проведения специальной оценки не учитывается ряд неустранимых факторов производственной среды и трудового процесса, присутствующих на рабочих местах медицинских работников и ранее учитываемых при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

ЦК Профсоюза неоднократно обращалось внимание региональных организаций Профсоюза на то, что в настоящее время отсутствует целый ряд методик оценки вредных факторов (в том числе и напряженности трудового процесса), у большинства экспертов и организаций нет установленных законодательством сертификатов и аккредитаций, подтверждающих их компетентность и легитимность на проведение СОУТ, в организациях отсутствует страхование рисков нанесения ущерба своими действиями заказчику в ходе спецоценки, а поправки внесенные законодательством о СОУТ в Кодекс об административных правонарушениях не будут применяться до 01.01.2015 года, Методика проведения СОУТ может быть пересмотрена и изменена осенью 2014 года.

Профсоюз считал и считает недопустимым сужение круга исследований и исключения из Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов реально присутствующих на рабочих местах работников организаций и учреждений системы здравоохранения.

Действуя в рамках рабочих групп Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК) Профсоюз неоднократно ставил вопросы перед Минтрудом России, указывая на несовершенство принимаемых нормативных правовых актов, в которых отсутствует оценка ряда вредных факторов производственной среды и трудового процесса, неустранимых и постоянно присутствующих в условиях труда работников медицинских организаций.

Профсоюзная сторона РТК письмом от 20.11.2013 г. № 104-109/48 направляла консолидированные замечания и предложения к проекту приказа об утверждении Методики в РТК и просила согласовать окончательный вариант Методики с Роспотребнадзором. Однако Методика не была согласована, и замечания профсоюзной стороны были учтены лишь частично. Требование профсоюзной стороны вопреки протокольному решению РТК от 26 июля 2013 года (п.1 пп.5) о рассмотрении проекта Методики на РТК были проигнорированы. Минтруд России утвердил Методику приказом № 33н от 24 января 2014 года и направил его на регистрацию в Минюст России.


Источник: http://www.trudcontrol.ru

Нет комментариев

Добавить комментарий