Новости охраны труда

Комментарий к приказу об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда

Государство предпринимает решительные шаги, чтобы навести порядок в сфере охраны труда. С этой целью был принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Но чтобы контролировать условия труда работников и качество работ по спецоценке, решено внести существенные изменения в процедуру государственной экспертизы условий труда. Сегодня наш эксперт прокомментирует новый нормативный акт Минтруда России.


Причина, по которой принят новый порядок

Текст документа  приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Приказ «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» выпущен во исполнение статьи 216.1 Трудового кодекса, которая была внесена Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ1 в документ в числе многих других поправок. Эта норма обязывала федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (в то время им являлось Минздравсоцразвития России), установить порядок государственной экспертизы. Однако требуемый документ до смены состава федеральных органов власти в 2012 году принять не успели.

Государственная экспертиза условий труда должна была проводиться Рострудом через свои территориальные органы – государственные инспекции труда в каждом субъекте федерации2, и органами исполнительной власти субъектов федерации в области охраны труда. Хотя в их основных полномочиях гострудинспекций такая функция прямо не указана (ст. 356 ТК РФ). На федеральном уровне услуга не была регламентирована, как того требовала статья 216.1 Трудового кодекса, поэтому в действительности гострудинспекции экспертизу условий труда не проводили и экспертных заключений никогда не выдавали, несмотря на то, что в Положении о государственной инспекции труда любого региона такая функция значилась.

Зато регионы на своем уровне приняли административные регламенты по проведению государственной экспертизы условий труда. И она традиционно проводилась и проводится органами исполнительной власти субъектов федерации: комитетами по труду, департаментами и министерствами труда регионов и т. п.

Неопределенность с госэкспертизой завершилась с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Документом однозначно определено, что экспертиза качества специальной оценки условий труда проводится органами исполнительной власти субъектов федерации в области охраны труда. В статью 216.1 Трудового кодекса также были внесены изменения. Теперь целями проведения экспертизы является оценка:

  • качества проведения специальной оценки условий труда;
  • правильности предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • фактических условий труда работников.

Интересен тот факт, что в проекте федерального закона «О специальной оценке условий труда» до его внесения Правительством РФ в Госдуму об органах исполнительной власти субъектов федерации как исполнителей экспертизы вообще не упоминалось. Эту функцию закрепили за регионами уже в процессе обсуждения законопроекта депутатами по настоянию органов исполнительной власти субъектов федерации, которые многие годы фактически и по своим регламентам предоставляли гражданам и организациям этот вид услуг.

Итак, цели государственной экспертизы условий труда скорректированы, акценты расставлены, полномочия между федеральным центром и регионами разделены. После этого Минтруд России5приказом от 12 августа 2014 г. № 549н утвердил Порядок проведения государственной экспертизы условий труда. Теперь субъекты федерации должны привести свои регламенты в соответствие с федеральным законодательством.

Что изменилось в процедуре экспертизы

Роструд теперь проводит государственную экспертизу с целью оценить правильность предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если:

  • работодатель входит в группу компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц);
  • группа компаний имеет филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов федерации.

Во всех остальных случаях государственная экспертиза условий труда – это ответственность исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На протяжении многих лет эта услуга выполнялась исключительно комитетами по труду, департаментами, агентствами, министерствами труда и занятости и т. п. Они делали это примерно по той же схеме, которая приведена в разделе V Порядка. Разница лишь в том, что ранее анализировались материалы аттестации рабочих мест по условиям труда на соответствие Трудовому кодексу, Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н) и действовавшим в тот период нормативным правовым актам, содержащим требования охраны труда.

Существенным изменением стало то, что госэкспертиза отныне допускает проведение исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий (Раздел VI Порядка). Ранее органами государственной экспертизы это не проводилось в силу отсутствия средств в региональных бюджетах, так как органы по труду субъектов федерации всем заявителям предоставляли услугу бесплатно.

Теперь государственную экспертизу оплачивают, за исключением государственных исполнительных и судебных органов. Однако размер оплаты пока не определен. Методические рекомендации Минтруда России по финансированию проведения государственной экспертизы находятся на регистрации в Минюсте России.

Новые положения, касающиеся госэкспертизы

Раздел VI Порядка подробно расписывает процедуру проведения измерений с привлечением независимой лаборатории и указывает источник финансирования этой услуги. Таким образом, восполнен пробел и ликвидировано самое слабое место государственной экспертизы времен аттестации рабочих мест по условиям труда. Ведь именно отсутствие необходимых измерений являлось ее уязвимым звеном.

Экспертиза условий труда ранее проводилась в кабинете эксперта. Он главным образом проверял наличие ошибок и нарушений в оформлении карт аттестации, правильно ли предоставлены гарантии, льготы и компенсации за работу с вредными условиями труда. Корректность протоколов измерений, на основе которых производилась оценка (класс, подкласс) условий труда была исключительно на совести аттестующей организации. Теперь ситуация должна измениться. Потенциальные заявители получили мощный рычаг противодействия недобросовестным оценщикам и аттестующим организациям.

Проводиться госэкспертиза будет по такой схеме:


Чего стоит ожидать работодателям

Не секрет, что именно за счет экономии на проведении измерений (исследований) факторов производственной среды и трудового процесса аттестующие организации, конкурируя между собой, предлагали заказчикам низкие, порой аномально низкие, цены. С появлением Порядка проведения госэкспертизы следует ожидать значительного повышения цен на услуги по специальной оценке условий труда. Причина в существенном повышении санкций за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Они значительно увеличивают цену ошибок. С 1 января 2015 года эксперты по проведению специальной оценки за нарушение Порядка рискуют получить административный штраф до 50 000 рублей, дисквалификацию до 3 лети лишение сертификата Минтруда России на право заниматься профессиональной деятельностью. Организации-оценщики, проводящие спецоценку, рискуют получить штраф в размере до 200 000рублей, административное приостановление деятельности до 90 суток и аннулирование аттестата аккредитации (ст. 14.54 КоАП РФ). Поэтому стоит ожидать, что стоимость этого вида услуг вырастет уже в ближайшем будущем.

В этой связи несложно предположить и вероятность многочисленных конфликтов из-за разногласий по поводу проведения и результатов спецоценки. Их возможность и процедура разрешения предусмотрены частью 4 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и Порядком рассмотрения указанных разногласий (утвержден приказом Минтруда России от 22 сентября 2014 г. № 652н).

Обратите внимание, что Минтруд России является последней досудебной инстанцией в рассмотрении разногласий по проведению СОУТ.

В качестве заключения

Первое. Плата за экспертизу условий труда, если она проводится для оценки качества проведения спецоценки, не будет взиматься на основании:

  • определений судебных органов;
  • представлений государственных инспекций труда (если проверялось, как выполняются требования закона о спецоценке).

В связи с этим у потенциальных истцов и заявителей (работники, профсоюзы, работодатели и страховщики) может возникнуть соблазн сэкономить и не платить за экспертизу. Это можно сделать, подав иск в суд или заявление не напрямую, например, в Комитет по труду своего региона, а через жалобу в государственную инспекцию труда в своем регионе.

По информации Роструда, планируется проверять обоснованность каждого подобного заявления. Однако если данный вопрос не будет отрегулирован нормативными актами, у госинспекций труда вряд ли будут серьезные основания отказать заявителям в жалобе на качество проведения спецоценки. То же касается и судебных инстанций.

Второе. Порядок проведения государственной экспертизы условий туда повышает роль эксперта и цену его ошибки. В настоящий момент в действующем законодательстве отсутствуют какие-либо специальные требования к государственным экспертам. Но Минтруд России дал ясный сигнал в адрес органов исполнительной власти субъектов федерации, которые должны предусмотреть средства в их бюджетах не только на оказание самой услуги, но и на соответствующую подготовку государственных служащих-экспертов.

Кроме того, регионам следует быть готовыми к соответствующему размеру оплаты труда государственных экспертов, адекватному уровню их квалификации. В противном случае комитеты по труду, департаменты, агентства и министерства труда и занятости в регионах, как и прежде, будут испытывать острую нехватку кадров требуемой квалификации. При этом будет существовать реальная угроза оспаривания заключений их экспертов в судах.

Третье. Государственная экспертиза условий труда не может быть проведена, если в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 11 Порядка. Между тем заявитель-работник по тем или иным причинам может не знать, например, индивидуальный номер своего рабочего места или сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда. На практике распространены случаи, когда сотрудников знакомят под роспись с картами аттестации (оценки условий труда) формально или вообще забывают это сделать. Таким образом, наметилось противоречие с частью второй статьи 216.1 Трудового кодекса, которая указывает органам, уполномоченным на проведение государственной экспертизы, самостоятельно запрашивать недостающие документы и материалы у работодателей, если заявитель их не предоставил.

Четвертое. Работодатель прилагает к заявлению, помимо прочих документов, указанных в пункте 11 Порядка, положение о системе оплаты труда работников при его наличии. На слова «при наличии» следует обратить внимание очень многим кадровикам и государственным инспекторам труда по правовым вопросам. Статья 135 Трудового кодекса не обязывает работодателей устанавливать системы оплаты труда именно положением. Достаточно любого локального нормативного акта. Если инспектор при проверке указал на отсутствие положения об оплате труда и грозит за это штрафами, можно это оспорить.



Марат БАЙГЕРЕЕВ, директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования Минтруда России


Источник: e.otruda.ru






Нет комментариев

Добавить комментарий