Новости охраны труда

Как организовать безопасное дорожное движение на предприятии

  • Кого назначить ответственным за безопасность дорожного движения?
  • Какие работы по безопасности дорожного движения нужно проводить на предприятии?
  • Какие документы по безопасности дорожного движения должны быть на предприятии?


Кого назначить ответственным за безопасность дорожного движения


В настоящее время трудно представить современное предприятие, будь то огромный холдинг или небольшая инжиниринговая компания, без наличия на ее бухгалтерском балансе автомобильного транспорта. Использование автомобилей непременно связано с ДТП, которые приводят к травмам и несчастным случаям с работниками. Чтобы этого избежать, нужно обеспечить безопасность дорожного движения в организации.

Для предупреждения ДТП на предприятии формируют службу безопасности дорожного движения. Необходимость создания службы зависит от количества водителей в организации – если их меньше 50, достаточно назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Таким ответственным, как правило, назначают директора, главного инженера или заместителя руководителя. В должностной инструкции назначенного сотрудника должны быть прописаны функции по обеспечению безопасности дорожного движения. Если ответственный не назначен, эту работу по умолчанию выполняет руководитель организации.



Предупреждает

Андрей ЖЕЛУДЕНКО,

директор ООО «Профит-Сервис» (Владивосток)

Помимо обучения по безопасности дорожного движения, водители, участвующие в перевозке пассажиров, должны проходить стажировку. Ее проводят для вновь принятых сотрудников, тех, у кого был перерыв в работе более 12 месяцев, а также для водителей, переведенных на новые маршрут или транспортное средство. Только после успешной стажировки водителя можно допускать к самостоятельной работе.


Ответственное лицо, наряду с другими сотрудниками, связанными с обеспечением безопасного дорожного движения на предприятии, должны пройти аттестацию в территориальном органе Управления государственного автодорожного надзора (далее – УГАДН). Аттестации подлежат следующие работники предприятия:

  • руководители или их заместители, отвечающие за обеспечение безопасности движения;
  • начальники:
    – службы эксплуатации;
    – отделов: безопасности дорожного движения, технического контроля, связанных с эксплуатацией автотранспорта;
    – колонн, маршрутов;
  • специалисты – диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

После аттестации работникам выдают соответствующие удостоверения, действующие пять лет.

Кроме того, специалисты предприятий, занимающихся автомобильными перевозками, должны проходить обучение по дополнительной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах России» с получением удостоверения о профессиональной компетенции.


Какие работы по безопасности дорожного движения нужно проводить на предприятии


Служба безопасности дорожного движения (или ответственный работник) на предприятии должна выполнять следующие функции:

  • разрабатывать и проводить мероприятия для обеспечения безаварийной работы транспортных средств организации;
  • контролировать деятельность других служб и подразделений, связанных с вопросами обеспечения безопасности дорожного движения и эффективным использованием транспортных средств;
  • учитывать ДТП и нарушения водителями Правил дорожного движения;
  • следить, чтобы на линию выпускались только исправные и полностью укомплектованные транспортные средства, а также принимать их обратно с проверкой техсостояния и своевременности возвращения;
  • допускать к управлению транспортными средствами обученных, имеющих соответствующую квалификацию и прошедших стажировку водителей;
  • контролировать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров водителей.


Советует

Татьяна ТРАУТВЕЙН,

ведущий инженер по охране труда Сибирского центра безопасности труда ООО «Сибирский центр безопасности труда» (Барнаул)

Если в штате предприятия больше 50 водителей, придется выделить специальное помещение под учебный класс по безопасности дорожного движения. В нем будут проводиться занятия по профилактике ДТП и повышению профессиональных знаний водительского состава. При небольшом количестве водителей достаточно организовать уголок по безопасности дорожного движения.


Какие документы по безопасности дорожного движения должны быть на предприятии


Чтобы повысить эффективность работы ответственного за безопасность дорожного движения, на предприятии нужно вести определенные документы. Ниже приведен перечень, из которого можно выбрать документы для конкретного предприятия, исходя из вида и сложности перевозки пассажиров и грузов, а также эксплуатируемого транспорта.


Таблица. Перечень документов по безопасности дорожного джвижения для предприятия, эксплуатирующего транспорт

Наименование документа

Чем установлен

Приказ о введении должности специалиста по безопасности дорожного движения

Пункт 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (далее – Закон № 196-ФЗ);
– пункт 8.2 приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7

Приказ о создании службы безопасности дорожного движения

РД-200-РСФСР-12-0071-86-03 «Положение о службе безопасности движения Минавтотранса РСФСР»

Приказ о создании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения

Статья 20 Закона № 196-ФЗ

Приказ о назначении лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию

Пункт 2.3.1.7 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28) (далее – Межотраслевые правила на автотранспорте)

Приказ о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний водителей

Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»

Должностная инструкция ответственного по безопасности дорожного движения

Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ

Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в организации

Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ

Положение об организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств

Пункт 4 ст. 20, ст. 23 Закона № 196-ФЗ;
– Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (далее – Методические рекомендации по медосмотрам)

Журнал предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей организации

Статья 23 Закона № 196-ФЗ;
– Методические рекомендации по медосмотрам

Журнал регистрации технического состояния и выпуска на линию транспортных средств

Пункт 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– Пункт 28 Межотраслевых правил на автотранспорте

Журнал учета дорожно-транспортных происшествий

Пункт 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения»

Журнал учета нарушений правил дорожного движения

Пункт 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения»

Журнал учета движения путевых листов

Пункт 2.3.1.7 Постановления Госкомстата России от 20 ноября 1997 г. № 78

Журнал учета инструктажей водителей по безопасности движения

РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом»

Программа повышения профессионального мастерства водителей организации

Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»

Учебно-тематический план повышения профессионального мастерства водителей организации

Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»

Протоколы проверки профессиональных знаний водителей организации

Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»

План мероприятий по безопасности дорожного движения и предупреждению дорожно-транспортных происшествий на транспорте

Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
Пункт 6 Межотраслевых правил на автотранспорте;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-08 «Руководство по планированию мероприятий, предупреждающих дорожно-транспортные происшествия»

Графики линейного контроля дисциплины водителей, технического состояния подвижного состава на линии и условий движения на маршрутах

РД-200-РСФСР-12-0071-86-02 «Основные функции предприятий и организаций по предупреждению дорожно-транспортных происшествий»

Документация о результатах проверок служб, должностных лиц предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения

РД-200-РСФСР-12-0071-86-03 «Положение о службе безопасности движения Минавтотранса РСФСР»

Стажировочные листы водителей

РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»

Документация о проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий

РД-200-РСФСР-12-0071-86-15 «Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий»

Отчеты о дорожно-транспортных происшествиях

РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения»

Документация по проведению проверок исполнения мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе

Пункт 5 Межотраслевых правил на автотранспорте

Документация по учету и анализу результатов всех видов обязательных медицинских осмотров водителей

Пункт 14 Межотраслевых правил на автотранспорте

Документация по учету сведений о лицах, проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения

Пункт 23 Межотраслевых правил на автотранспорте

Проект организации дорожного движения по маршруту или участку маршрута для крупногабаритных транспортных средств

Пункт 56 Межотраслевых правил на автотранспорте

Расписание (график) движения по маршруту регулярных перевозок пассажиров

Пункт 62 Межотраслевых правил на автотранспорте

Схема маршрута регулярных перевозок пассажиров с указанием опасных участков

Пункт 62 Межотраслевых правил на автотранспорте

Документация по согласованию автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров, проходящего через нерегулируемый железнодорожный переезд, с владельцем данного переезда

Пункт 63 Межотраслевых правил на автотранспорте

Документация об уведомлении организаций, осуществляющих эксплуатацию зимников, переправ, по которым предполагается осуществить перевозку пассажиров и грузов

Пункт 73 Межотраслевых правил на автотранспорте


Ответы на ваши вопросы


Может ли специалист по охране труда быть ответственным за безопасность дорожного движения?

Можно ли назначить специалиста по охране труда ответственным за безопасность дорожного движения на предприятии?
Ольга ПАРИНА, руководитель (Тверь)


Да, можно. Для этого необходимо внести в должностную инструкцию специалиста соответствующие обязанности и направить его на обучение и сдачу квалификационного экзамена по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах России».


Нужно ли обучать водителей?

Приказ Минтранса России от 9 марта 1995 г. № 27 утратил силу. Нужно ли по-прежнему обучать водителей по программе повышения квалификации? Какая ответственность грозит, если этого не делать?
Елена КВАСИКОВА, специалист по безопасности дорожного движения (Владимир)


Работодатели, эксплуатирующие транспортные средства, должны создавать условия для повышения квалификации водителей (п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ). На предприятии должны быть разработаны план и программа ежегодных занятий с водителями по повышению их мастерства как с отрывом, так и без отрыва от производства4. За допуск к управлению транспортом неквалифицированных водителей грозит штраф: для должностного лица – 20 000 рублей, для организации – 100 000 рублей (п. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ).


Нужно ли проводить инструктаж по безопасности дорожного движения с офисными работниками?

В компании у ряда офисных сотрудников имеется служебный автомобиль (арендованный компанией), закрепленный за каждым по приказу. Нужно ли проводить инструктаж по БДД для таких работников и если да, то кто это может сделать? Специалиста по БДД у нас нет.
Игорь РЕМИЗОВ, начальник службы кадров (Абакан)


Если работники сами управляют автомобилями, на них распространяются те же требования, что и на обычных водителей. То есть инструктаж по безопасности дорожного движения им необходим. При отсутствии в штате организации специалиста по безопасности дорожного движения его обязанности может выполнять любой сотрудник, прошедший квалификационную подготовку. Он и будет проводить инструктаж с работниками.


Самые необходимые нормативные акты


Документ

Поможет вам

Пункт 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ

Выяснить, какая ответственность грозит руководителю за допуск к работе неквалифицированных водителей

Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ

Узнать требования к организации безопасного дорожного движения на предприятии

Приказ Минтранса России, Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11

Понять порядок аттестации руководителей и специалистов по безопасности дорожного движения

Приказ Минтранса России от 23 июля 1998 г. № 91

Ознакомиться с типовыми программами подготовки специалистов организации, занимающейся автомобильными перевозками

Приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7

Узнать, как обеспечить безопасность перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов

Постановление Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28

Уточнить правила по охране труда на автомобильном транспорте

РД-200-РСФСР-12-0071-86-02

Ознакомиться с основными функциями предприятий и организаций по предупреждению ДТП

РД-200-РСФСР-12-0071-86-03

Разобраться в требованиях к службе безопасности дорожного движения организации

РД-200-РСФСР-12-0071-86-08

Узнать, как планировать мероприятия по предупреждению ДТП

РД-200-РСФСР-12-0071-86-09

Уточнить порядок проведения инструктажей по безопасности дорожного движения

РД-200-РСФСР-12-0071-86-12

Получить информацию о том, как проводят повышение квалификации и стажировку водителей

РД-200-РСФСР-12-0071-86-13

Узнать, как учитывать и анализировать ДТП и нарушения Правил дорожного движения

РД-200-РСФСР-12-0071-86-15

Выяснить, как проводится служебное расследование ДТП


Запомните главное:

1 Для организации работы по предупреждению ДТП на предприятии формируют службу безопасности дорожного движения. Если в организации меньше 50 водителей, достаточно назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

2 Ответственным за безопасность дорожного движения может стать любой сотрудник, прошедший соответствующую квалификационную подготовку. Если ответственный не назначен, эту работу по умолчанию выполняет руководитель организации.

3 Работники, связанные с обеспечением безопасного дорожного движения на предприятии, проходят аттестацию в территориальном органе Управления государственного автодорожного надзора.

4 Специалисты предприятий, занимающихся автомобильными перевозками, должны проходить обучение по дополнительной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах России» с получением удостоверения о профессиональной компетенции.

5 Служба безопасности дорожного движения (или ответственный сотрудник) на предприятии должны разрабатывать и проводить мероприятия для обеспечения безаварийной работы транспортных средств, учитывать ДТП и нарушения водителями Правил дорожного движения и следить за тем, чтобы на линию выпускались исправные и полностью укомплектованные автомобили.


Сергей ТАЛАНОВ, руководитель отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды ЗАО «НПО "КИТ"» (Москва)


Источник: e.otruda.ru








Администратор SOUTSAR.RU

Не понятно, где автор статьи взял пункты правил по охране труда на автомобильном транспорте под номерами 5, 14, 23 и др. Там нумерация не такая (см. http://base.garant.ru/186011/).
В новом проекте Правил, да, нумерация без подпунктов. Но, все равно, и с Проектом правил ничего не совпадает (наш филиал разрабатывал новый проект, но в названии новых проектных Правил отсутствует слово "межотраслевые").
Так, что пока нужно придерживаться старых Правил (утв. Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 )).
А там вот что:
4.2.5. Для движения АТС и персонала по территории организации составляется схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов, съездов и т.д., который вывешивается у ворот вместе с надписью "Берегись автомобиля" и освещается в темное время суток.
Так, что в организации еще дополнительно нужно разработать схематический план!

Комментировать