Новости охраны труда

Что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке

Вопрос

Организации предстоит пройти плановую проверку Роспотребнадзора на предмет контроля за соблюдением действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. Какие документы у нас могут затребовать? Если, например, проверяющие органы захотят ознакомиться с документами по СИЗ или о проведении медосмотров, должны ли мы их предоставлять?
Руководитель отдела охраны труда, Московская обл.


Ответ

Порядок проведения проверок Роспотребнадзором регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) и положениями Административного регламента по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764.


Проверки Роспотребнадзора подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка проводится Роспотребнадзором не чаще чем один раз в три года в отношении одного юрлица или предпринимателя на основании утвержденного плана ревизий. Основанием для проведения проверки является истечение трех лет со дня госрегистрации или окончания проведения последней плановой ревизии или начала ведения отдельных видов предпринимательской деятельности.


Роспотребнадзор обязан уведомить организацию о проведении контрольного мероприятия не позднее чем в течение трех рабочих дней до его начала, даже несмотря на существование плана в открытом доступе. В качестве уведомления в адрес компании направляется копия распоряжения руководителя (его заместителя) о начале проверки.


Внеплановая проверка чаще всего проводится из-за поступивших в Роспотребнадзор жалоб от граждан о нарушении их прав, а также в следующих случаях:

- истечение срока исполнения организацией предписания об устранении нарушений;
- поступление в Роспотребнадзор информации о возникновении угрозы либо о причинении вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- приказ руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.


Роспотребнадзор обязан уведомить организацию о внеплановой проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом, но только в том случае, если она обусловлена истечением срока исполнения ранее выданного предписания либо приказом руководителя Роспотребнадзора, изданным в соответствии с поручением властей. В остальных случаях внеплановая проверка инициируется без предупреждения.


Контрольное мероприятие может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении о проведении мероприятия. Помимо этого, в документе уточняется форма проводимой проверки.


При выездной проверке сотрудники Роспотребнадзора исследуют не только документы организации, но и состояние используемых территорий, зданий, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые товары. Перед началом мероприятия сотрудники ведомства обязаны предъявить проверяемому служебные удостоверения и распоряжение о проведении контрольного мероприятия.


Помимо этого, сотрудники Роспотребнадзора могут производить отбор образцов продукции, объектов окружающей и производственной среды для исследований.


По общеустановленному правилу срок проведения проверки независимо от того, плановая она или нет, не может превышать 20 рабочих дней. Однако период проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов. При этом общий срок контрольного мероприятия не должен превышать 50 часов в год, а в отношении микропредприятия — 15 часов в год.

Сотрудники Роспотребнадзора не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований и требований, не относящихся к полномочиям Роспотребнадзора;
- требовать представления документов, информации, образцов, которые не являются объектами проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать пробы без оформления протоколов, а также в количестве, превышающем нормы;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
- превышать установленные сроки проведения контрольного мероприятия.


По итогам проверки Роспотребнадзор составляет акт (типовая форма утв. приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141) в двух экземплярах.


К акту прилагаются оригиналы или копии протоколов об отборе образцов, заключения проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников юрлица, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, предписания об устранении нарушений и иные связанные с результатами проверки документы.


Что касается предоставления документации, касающейся обеспечения работников средствами индивидуальной защиты или проведения медицинских осмотров, то если деятельность вашей организации связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, то в этом случае запрос перечисленных вами документов в ходе проверки Роспотребнадзора обоснован.


Справочно

Согласно ч. 2 ст. 25 Закона 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, несут ответственность в соответствии со ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ):

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 14.24, ч. 9 ст. 15.29 и ст. 19.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
на должностных лиц — от 2 тыс. до 4 тыс. руб.;
на юридические лица — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
2. Действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
на юридические лица — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.


Источник: trudohrana.ru

Нет комментариев

Добавить комментарий