Ключевые вопросы:
Какие профзаболевания характерны для летного состава гражданской авиации?
Какова распространенность нейросенсорной тугоухости?
Какие причины вызывают нейросенсорную тугоухость летного состава?
Как выявляют нейросенсорную тугоухость летного состава?
Можно ли избежать нейросенсорной тугоухости?
Какие профзаболевания характерны для летного состава гражданской авиации
Заболевания и патологии, в возникновении которых решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятных факторов производственной среды, относятся к профессиональным. В зависимости от длительности воздействия вредного производственного фактора выделяют острые и хронические формы профессиональных заболеваний. Острое заболевание развивается, как правило, после однократного воздействия (не более одного рабочего дня, одной рабочей смены). Острая профессиональная патология в гражданской авиации (далее – ГА) встречается исключительно редко. Наиболее частой формой является хроническое профессиональное заболевание, которое развивается при длительном воздействии вредного производственного фактора или их группы и приводит к временной или стойкой утрате профессиональной трудоспособности.
К профессиональной патологии летного состава ГА относят нейросенсорную тугоухость (далее – тугоухость) и вибрационную болезнь. Случаи вибрационной болезни встречаются не так часто и характерны для малой авиации (винтомоторные самолеты и вертолеты). За последние 10 лет вибрационная болезнь у членов летного состава ГА была установлена лишь в единичных случаях.
Предупреждает Алла БЫСТРОВА, председатель Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации, кандидат медицинских наук
Медицинская дисквалификация лиц летного состава по причине снижения слуха занимает первое место в течение ряда лет. По данным статистических отчетов Центральной врачебно-летной экспертной комиссии ГА (далее – ЦВЛЭК ГА) и врачебно-летных экспертных комиссий (далее – ВЛЭК ГА), в 2013 году было освидетельствовано 22 118 лиц летного состава. Из них 581 были признаны негодными к профессиональной деятельности. Эта проблема является актуальной не только для гражданской авиации как профессиональная, но и для государства в целом как социальная. Пилотам приходится добиваться компенсационных выплат, а государству нести социальные расходы.
Какова распространенность нейросенсорной тугоухости
Основной причиной профессиональной патологии у летного состава ГА является хроническая тугоухость.
Среди медицинских причин признания сотрудников ГА негодными к летной работе ведущее место занимали заболевания ЛОР-органов – 79,1 процента (по сведениям председателя ЦВЛЭК ГА Быстровой А. Г.). С 2008 по 2012 год отмечался рост этой патологии практически в два раза: с 1189 до 2529 человек.
Таблица. Рост количества сотрудников ГА, признанных негодными к летной работе по тугоухости
Год |
Количество человек, признанных негодными к летной работе по тугоухости |
2008 |
204 |
2009 |
392 |
2010 |
278 |
2011 |
310 |
2012 |
307 |
2013 |
328 |
Как правило, тугоухость развивается у лиц трудоспособного возраста 40–60 лет.
По данным стационарного обследования за первое полугодие 2009 года из 338 лиц возрастом 55 лет и старше нейросенсорная тугоухость была установлена у 70 процентов, что составило 94,8 процента от всех оториноларингологических заболеваний.
Чаще всего патология развивается при стаже работы 15 лет и более (в ранние сроки – при повышенной чувствительности слухового анализатора к шумовому фактору). Процесс носит длительный, постепенный характер. При этом у обследуемых продолжительное время отсутствуют жалобы, несмотря на то, что по объективным данным имеются начальные изменения здоровья.
Какие причины вызывают нейросенсорную тугоухость летного состава
Основная причина тугоухости – воздействие шумовибрационного фактора нередко на фоне действия других неблагоприятных факторов производственной среды. Кроме того, широкая распространенность этой патологии у персонала гражданской авиации связана с широким использованием отечественной техники в течение многих десятилетий.
Оптимаонального заболевания. При расчете шумовой нагрузки учитывается уровень внутрикабинногольным параметром шума является эквивалентный уровень звука до 65 дБ, допустимым – 80 дБ (СанПиН 2.5.1.2423-08). Соответственно уровень шума свыше 80 дБ может стать фактором риска професси шума, а также дополнительная акустическая нагрузка при прослушивании эфира и речевом радиообмене.
Основным источником внутрикабинного шума является, главным образом, работа двигателя. Поэтому уровень шумовой нагрузки зависит от типа воздушного судна и его технических характеристик. Уровень дополнительной акустической нагрузки зависит от типа используемой авиагарнитуры.
Как выявляют нейросенсорную тугоухость летного состава
Нейросенсорная тугоухость может быть выявлена как на основании жалоб пациентов, так и в результате инструментальных исследований. Однако диагностическая ценность субъективных проявлений не так велика.
В основе ранней диагностики нейросенсорной тугоухости лежит использование инструментальных методов обследования. Так, аудиометрия проводится на первичном медосмотре кандидатов в учебные заведения ГА. Лиц с признаками понижения остроты слуха к обучению не допускают. Выявление признаков тугоухости проводят в ходе предварительного медосмотра при поступлении на работу, а также и в последующем при периодических медицинских осмотрах.
Если на рабочих местах летного состава предельно допустимые уровни вредных производственных факторов превышены, периодические обследования проводят в профпатологоическом центре не реже одного раза в пять лет. Аналогичное обследование проводится при установлении предварительного диагноза о профзаболевании и по решению ВЛЭК.
В состав врачебной комиссии входят врач-профпатолог и врачи-специалисты, имеющие подготовку по специальности «профпатология». Основная цель предварительных и периодических медицинских осмотров:
- ранняя диагностика профессиональной патологии;
- динамическое наблюдение за состоянием здоровья сотрудников;
- своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение заболевания и восстановление здоровья, предупреждение несчастных случаев на производстве.
Скрининговым методом обследования является аудиометрия. По данным аудиологического исследования отоларинголог обращает внимание на изменения, характерные для хронической тугоухости шумового характера.
Скрининговый метод
Это способ выявления заболеваний, когда отсутствуют характерные признаки болезни (клинические проявления). К примеру, проверка на реакцию Манту является скрининговым методом выявления туберкулеза.
Кроме того, отоларингологом используются: акуметрия (шепотная речь), исследование камертонами, тональная пороговая, речевая аудиометрии, отоакустическая эмиссия, коротколатентные слуховые вызванные потенциалы, импедансометрия, тест разборчивости речи. Также применяется проверка слуха на тренажере воздушного судна в процессе ведения двустороннего радиообмена.
При первых подозрениях на тугоухость отоларинголог выдает направление на консультацию к профпатологу для уточнения связи заболевания с профессией. Только он может установить диагноз профзаболевания. Решая вопрос о связи заболевания с профессией, учитываются:
- характер и тип снижения слуха;
- в какой период летной деятельности и при работе на каких типах воздушных судов развилось снижение слуха;
- длительность работы в условиях шума, превышающего ПДУ (80 дБ) на каждом типе воздушного судна за все время летной деятельности;
- возрастные изменения слуха лиц летного состава (пресбиакузис);
- сопутствующая патология и анамнез.
При оценке условий труда учитываются результаты замеров на рабочих местах, выполненных в ходе спецоценки.
Можно ли избежать нейросенсорной тугоухости
Как правило, снижение слуха носит необратимый характер, так как в результате шумовибрационного воздействия происходит гибель звуковоспринимающих волосковых клеток. Однако использование профилактических и реабилитационных мероприятий позволяет предупредить прогрессирование заболевания и сохранить остроту слуха.
Для этих целей используются как различные виды медикаментозных вмешательств (витамины группы В, витамины-антиоксиданты, метаболические средства, препараты, улучшающие кровоток и т. д.), так и физиотерапевтические процедуры (эндауральный электрофорез), массаж шейно-воротниковой зоны и другие. Оздоровительное лечение проводится только в межкомиссионный период, вне полетов. Но, к сожалению, применение этих методов на практике не достаточно широко распространено.
Из технических и организационных мер профилактики можно выделить использование наушников с функцией активного шумоподавления, при этом цифровое имеет преимущество над традиционным аналоговым. Персоналу, имеющему хроническую тугоухость, категорически запрещено продление норм полетного времени (раздел приложения № 6 ФАП-МО ГА-2002 «Болезни уха, горла, носа полости рта и челюстей»). Также необходимо тщательнее нормировать труд и отдых летного состава. Авиакомпаниям следует проводить эксплуатационные мероприятия по снижению шума в кабине самолетов4.
При полной или частичной утрате профессиональной трудоспособности освидетельствуемые лица летного состава признаются негодными. Последующее их лечение проводится, как правило, территориальными органами здравоохранения и в отдельных случаях ведомственными медицинскими учреждениями (ЦКБ ГА, медицинским центром ОАО «Аэрофлот», МСЧ ОАО «Международный аэропорт Иркутск» и т. д.).
Ответы на ваши вопросы
Можно ли привлечь к ответственности работника, скрывающего свою болезнь?
Можно ли наказать работника, который скрывает, что у него имеются болезни, препятствующие выполнению трудовых обязанностей?
Игорь НИКИШЕЦ, инженер по охране труда (Бугульма)
Если у сотрудника есть медицинские противопоказания к труду, они должны быть выявлены на медосмотре. В тех случаях, когда работник вводит в заблуждение врачей, заявляя, что здоров, наказать его нельзя. Но и ответственность работодатель в этом случае нести не будет.
Самые необходимые нормативные акты:
Документ |
Поможет вам |
Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации»,приказ Минтранса России от 22 апреля 2002 г. № 50 |
Уточнить, как проводят освидетельствование летного состава на наличие профзаболеваний |
Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний» |
Выяснить алгоритм действий при выявлении профзаболевания у работника из числа летного состава |
Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н |
Уяснить правила проведения предварительного и периодического медицинских осмотров |
СанПиН 2.5.1.2423-08 «Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации» |
Уточнить требования к условиям труда и отдыха летного состава |
Методические рекомендации «Клиника, диагностика, критерии врачебно-летной экспертизы и профилактика хронической сенсоневральной тугоухости у лиц летного состава гражданской авиации», утвержденныеприказом Минздравсоцразвития России 10 июля 2007 г. № 5864-ВС |
Узнать, какие мероприятия необходимы для профилактики тугоухости |
Запомните главное:
1 В зоне риска по нейросенсорной тугоухости находится летный состав ГА со стажем 15 и более лет.
2 Тугоухость возникает в результате воздействия повышенных шумов (свыше 80 дБ) и вибрации в кабине самолета, а также от использования авиагарнитуры для радиообмена.
3 Основным методом выявления тугоухости у летного состава является аудиометрия.
4 Среди медикаментозных методов профилактики тугоухости главными являются: использование витаминов, препаратов, улучшающих кровоток и т. д., а также физиотерапевтические процедуры, массаж шейно-воротниковой зоны и др.
Анна КУЗЬМИНА, кандидат медицинских наук, доцент кафедры авиационной и космической медицины ГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России (Москва)
Источник: e.otruda.ru