_________________________

Практика правоприменения: что с налоговой точки зрения важно включить в положение об охране труда?


Целесообразно указать, что компания обеспечивает работников водой. Как доказать, что покупка увлажнителя воздуха – это не излишество? Расходы на спорт и фитнес признавать по-прежнему рискованно.


Каждый работодатель обязан обеспечить своим работникам нормальные условия труда (ст. ст. 163 и 212 ТК РФ). Израсходованные на эти цели суммы можно учесть при расчете налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако налоговики подозрительно относятся к подобным расходам, особенно если компания тратит на это существенные суммы.

Практика показывает, что организации будет проще обосновать расходы на создание нормальных условий труда, если у нее имеется утвержденное положение об охране труда или другой аналогичный документ.

Конечно, в идеале разработкой этого положения должны заниматься специалисты в сфере охраны труда или кадровики. Тем не менее, участие бухгалтерии в составлении этого документа также необходимо. Ведь для бухгалтера важно, чтобы в него были включены все те мероприятия по созданию нормальных условий труда, признание расходов на которые зачастую вызывает претензии налоговиков.

Посмотрим, какие условия, существенные с налоговой точки зрения, целесообразно включить в положение об охране труда (образец приведен ниже).


УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ООО «Организация»
Кузнецов (С.Н. Кузнецов)
12 января 2015 г.



ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА (фрагмент)

Настоящее Положение разработано в соответствии с разд. X «Охрана труда» Трудового кодекса, Типовым перечнем мероприятий работодателя по улучшению условий и охраны труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н и иными актами действующего трудового законодательства РФ.

Для выполнения требований законодательства об охране труда и обеспечения работникам комфортных и безопасных условий труда работодатель осуществляет следующие мероприятия:

1. Для обеспечения нормального теплового режима и микроклимата на всех рабочих местах устанавливает во всех офисных и производственных помещениях системы отопления, вентиляции, кондиционирования и увлажнения воздуха. При этом учитываются требования к микроклимату производственных помещений, установленные СанПиН 2.2.4.548-96, СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 и другими действующими санитарными правилами и нормами.

2. Для обеспечения работников качественной питьевой водой приобретает и устанавливает кулеры и бутилированную питьевую воду во всех офисных и производственных помещениях.

3. Создает на каждом этаже офисного здания и во всех производственных помещениях санитарные посты, для оборудования каждого из которых приобретает медицинский термометр, тонометр для измерения артериального давления и медицинскую аптечку. Для комплектования аптечек приобретает и регулярно пополняет их лекарственными средствами и препаратами, необходимыми для оказания первой помощи, а также жаропонижающими, обезболивающими, противовоспалительными, противовирусными, успокоительными, обеззараживающими, противоаллергенными и иными лекарственными средствами и препаратами.

4. Приобретает для каждого работника, имеющего стаж работы в компании не менее одного года и желающего заниматься спортом или фитнесом, годовой абонемент на посещение фитнес-клуба, бассейна, спортивного либо тренажерного зала (с учетом индивидуальных предпочтений работников). Работникам, отказавшимся от занятий спортом или фитнесом, денежный эквивалент годового абонемента не выплачивается.

5. Компенсирует генеральному директору организации, его заместителям, главному бухгалтеру и главному инженеру понесенные ими расходы на занятия фитнесом и спортом (при предъявлении указанными работниками соответствующих подтверждающих документов).


ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА ОРИЕНТИРУЮТСЯ НА ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 №181н (далее – Типовой перечень).

Каждая организация с учетом специфики ее деятельности и финансовых возможностей разрабатывает и утверждает собственный перечень таких мероприятий. Его можно оформить в виде отдельного внутреннего документа либо включить выбранные мероприятия в положение об охране труда.


ВКЛЮЧЕНИЕ В ПОЛОЖЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ КОМФОРТНОГО МИКРОКЛИМАТА ПОМОЖЕТ КОМПАНИИ ОБОСНОВАТЬ РАСХОДЫ НА ПОКУПКУ КОНДИЦИОНЕРОВ, ОБОГРЕВАТЕЛЕЙ И УВЛАЖНИТЕЛЕЙ ВОЗДУХА

Минфин России считает, что при расчете налога на прибыль организация может признать расходы на приобретение кондиционеров и обогревателей либо единовременно, либо через начисление амортизации (ст. ст. 256 и 259, пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но только при условии, что указанные предметы служат именно для обеспечения нормальных условий труда, предусмотренных законодательством и специальными отраслевыми требованиями по обеспечению комфортных условий труда и мер по технике безопасности (Письмо от 03.10.2012 № 03-03-06/2/112).

Такое мероприятие по охране труда, как оборудование производственных и бытовых помещений отопительными и вентиляционными системами, предусмотрено п. 15 Типового перечня.

Следовательно, включение в положение об охране труда обязательств работодателя по установке в рабочих помещениях кондиционеров, обогревателей, вентиляторов и увлажнителей воздуха будет дополнительным доказательством того, что все эти агрегаты используются именно для создания работникам комфортных условий труда и не являются излишеством.

Кроме того, в положении об охране труда можно дополнительно привести ссылки на различные санитарные правила и нормы. Например, на СанПиН 2.2.4.548-96 (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 № 21), в котором установлены гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.

Поскольку большинство офисных рабочих мест сейчас оборудовано компьютерами и другой оргтехникой, организация может также сослаться на п. 4.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (введены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118). В нем указано, что в помещениях, в которых установлены ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы такой техники. Ссылка на указанную норму обоснует расходы на приобретение кондиционеров, вентиляторов и увлажнителей воздуха.


УКАЗАНИЕ В ПОЛОЖЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОТРУДНИКОВ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ СНИМЕТ ПРЕТЕНЗИИ НАЛОГОВИКОВ К РАСХОДАМ НА ПОКУПКУ КУЛЕРОВ И БУТИЛИРОВАННОЙ ВОДЫ

До недавнего времени Минфин России разрешал организациям признавать расходы на приобретение бутилированной воды, фильтров и иного оборудования для очистки воды только при наличии заключения санитарно-эпидемиологической службы о непригодности водопроводной воды для питья (Письма от 31.01.2011 № 03-03-06/1/43, от 10.06.2010 № 03-03-06/1/406 и от 02.12.2005 № 03-03-04/1/408).

Такого же мнения придерживались и налоговики (Письма ФНС России от 10.03.2005 № 02-1-08/46@ и УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 № 19-12/007411).

Однако после утверждения Типового перечня контролирующие органы согласились, что компания может учесть перечисленные расходы, даже если у нее нет заключения о низком качестве водопроводной воды (Письма Минфина России от 21.11.2013 № 03-03-06/1/50213 и от 25.12.2012 № 03-03-06/1/720, УФНС России по г. Москве от 17.10.2012 № 16-15/099193@). Дело в том, что в п. 18 Типового перечня предусмотрено такое мероприятие, как приобретение и монтаж автоматов для обеспечения работников питьевой водой.

Тем не менее полагаем, что организации безопаснее включить в собственное положение об охране труда обязательство по обеспечению сотрудников питьевой водой. Ведь работодатели не обязаны реализовывать абсолютно все мероприятия, предусмотренные Типовым перечнем. Каждая компания самостоятельно определяет, какие именно мероприятия по охране труда она будет проводить. Поэтому при отсутствии в положении об охране труда указания на обеспечение работников питьевой водой налоговики могут заявить, что расходы на эти цели организация не вправе признавать в налоговом учете, поскольку не обязана была их осуществлять.


ВКЛЮЧЕНИЕ В ПОЛОЖЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ НА ЭТИ ЦЕЛИ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

В июле 2014 г. Типовой перечень был расширен. В него включили мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе (п. 32 Типового перечня):

компенсацию работникам расходов на оплату занятий спортом в клубах и секциях;
организацию и проведение различных физкультурных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;
устройство новых и реконструкцию имеющихся помещений и площадок для занятий спортом.

Многие восприняли это изменение фактически как разрешение работодателям признавать в налоговом учете расходы на проведение спортивных соревнований, приобретение тренажеров и другого спортивного инвентаря, оплату работникам занятий спортом и фитнесом.

Однако за последние полгода Минфин России выпустил целый ряд Писем, в которых разъяснил, что затраты на проведение мероприятий по развитию физической культуры и спорта по-прежнему нельзя учесть при расчете налога на прибыль (Письма от 12.11.2014 №№ 03-03-06/1/57234 и 03-03-06/1/57244, от 11.11.2014 № 03-03-06/1/56736, от 30.10.2014 № 03-03-06/2/54994 и от 29.10.2014 № 03-03-06/1/54903). Ведь непосредственно в Налоговом кодексе установлен запрет на признание в налоговом учете расходов на оплату занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, а также других аналогичных расходов, произведенных в пользу работников (п. 29 ст. 270 НК РФ).

Таким образом, даже если организация взяла на себя обязательства по проведению тех или иных спортивных мероприятий для работников и отразила это в положении об охране труда, израсходованные на указанные цели суммы по-прежнему рискованно включать в расходы.


ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ В ПОЛОЖЕНИИ ГРУПП ЛЕКАРСТВ, ПРИОБРЕТАЕМЫХ ДЛЯ АПТЕЧЕК, СНИЗИТ РИСК ПРЕТЕНЗИЙ НАЛОГОВИКОВ К РАСХОДАМ НА ПОКУПКУ ПРЕПАРАТОВ, НЕ ОТНОСЯЩИХСЯ К ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

В ст. 223 ТК РФ указано, что на работодателя возложено медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда. Это предусматривает, прежде всего, приобретение медицинских аптечек, содержащих набор лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи, и размещение их в офисных и производственных помещениях. Аналогичные мероприятия предусмотрены п. 26 Типового перечня.

Минфин России согласен, что при расчете налога на прибыль организация вправе учесть расходы на приобретение офисных аптечек (Письма от 03.10.2012 № 03-03-06/2/112 и от 20.08.2012 № 03-03-06/1/412).

Однако ведомство говорит лишь об аптечках для оказания первой помощи. Причем чиновники подчеркивают, что комплектация таких аптечек производится в соответствии с Требованиями, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 №169н.

Согласно указанным Требованиям в офисной аптечке должны быть изделия медицинского назначения для проведения сердечно-легочной реанимации, временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран, а также прочие медицинские средства, необходимые для оказания первой помощи.

Тем не менее полагаем, что организация может признать в налоговом учете расходы на покупку и других лекарственных средств и препаратов для офисных аптечек, если предусмотрит их приобретение в положении об охране труда. Ведь Налоговый кодекс не содержит запрета на учет подобных расходов. При этом не обязательно приводить названия конкретных препаратов, достаточно перечислить лишь группы лекарственных средств, например жаропонижающие, противовоспалительные, противовирусные.


Е. Вайтман


Источник: Вайтман Е. «Что с налоговой точки зрения важно включить в положение об охране труда» // Российский налоговый курьер. 2015. № 1-2. С. 88-91

228 × 171