Новости охраны труда

Омские застройщики уходят от ответственности за работников

 Фото: Владимир Казионов/РГ

Омичка Алена Родина на протяжении шести месяцев пытается добиться возбуждения уголовного дела по факту падения ее супруга с десятиметровой высоты на стройплощадке. Работодатель отказывается нести ответственность за сотрудника, получившего тяжелейшие травмы. Почему работающий человек превратился в инвалида-колясочника, и никто за это не в ответе? В ситуации разбиралась корреспондент "РГ".

Родился в рубашке

Тридцатипятилетний Алексей Родин рухнул вниз со строительных лесов 15 марта 2014 года. В тот день он вместе с другими рабочими монтировал автоматическую установку пожаротушения на стекольном заводе. Монтажники на веревках поднимали трубы с земли, крепили их к потолку и сваривали между собой. Когда Родин стоял на верху и принимал одну из труб, передвижная вышка неожиданно накренилась и начала падать. Мужчина упал вместе с ней.

Врачи говорят, что монтажник родился в рубашке. Когда Родина привезли в реанимацию, надежды практически не было. У мужчины оказались переломаны обе ноги, сломаны нос и верхняя челюсть, выбиты все зубы. Сотрясение головного мозга, ушибы, травматический шок - это далеко не полный перечень последствий падения. Медикам удалось вытащить Алексея буквально с того света, однако он навсегда останется инвалидом.

- Муж перенес несколько сложных операций, он с трудом передвигается по дому на инвалидном кресле, - рассказывает Алена Родина. - В результате травм он получил серьезные осложнения - остеопороз и свищевую форму остеомиелита. Одна из ног не восстановится уже никогда - кости раздроблены.

Чтобы купить лекарства и заплатить за реабилитационные процедуры для супруга, Алена вынуждена брать кредиты и работать чуть ли не круглосуточно. По ночам, уложив спать мужа и ребенка, омичка выезжает таксовать. Денег катастрофически не хватает.

- Когда Алексей лежал в реанимации, его работодатель пообещал, что не оставит нашу семью в беде, - говорит Алена. - Однако когда стало ясно, что супруг остался жив, и мы обратились за помощью, то он в грубой форме нам отказал. Заявил, что не собирается обеспечивать инвалида до конца жизни.

Столь же категоричным бизнесмен Владимир Лобанов был и в разговоре с корреспондентом "РГ", заявив, что не собирается не перед кем отчитываться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сам виноват

Алексей Родин трудился в компании под названием "Мастер безопасности". Впрочем, как оказалось, к безопасности труда у руководства предприятия был весьма специфический подход. В ходе проверки Гострудинспекции, выяснилось, что с Родиным, как и с другими работниками, были заключены не трудовые, а гражданско-правовые договоры.

- Как правило, строительные предприятия так оформляют трудовые отношения со всеми своими сотрудниками, чтобы не заботиться о безопасности работ на объектах, - объясняет заместитель руководителя Гострудинспекции в Омской области Сергей Писарев. - Ведь, согласно Гражданскому кодексу, если произойдет несчастный случай, то всю ответственность за соблюдение правил безопасности будет нести не заказчик услуг, а подрядчик - то есть, сам работник.

Получается, что Родин сам виноват в том, что не обеспечил себе должную безопасность на стекольном заводе. И именно он, согласно договору, обязан ответить за то, что леса были плохо закреплены, а он работал на высоте без страховки, поэтому упал и стал инвалидом.

Такой вердикт проверяющих стал для Алены Родиной настоящим шоком. На протяжении полугода омичка обивает пороги разных инстанции с просьбой разобраться в случившемся. Однако везде получает однотипные отписки.

- Ваш муж сам подписал этот договор, значит, он был полностью согласен с его условиями, - отвечают чиновники.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Поможет только суд

Проверку по факту падения Родина с высоты правоохранительные органы также не начинали по той же причине. Ведь на бумаге трудовых взаимоотношений между ним и работодателем зафиксировано не было, а значит, не было и несчастного случая на производстве.

- В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статьям 143 и 216 УК РФ по факту причинения тяжкого вреда здоровью, - сообщила "РГ" старший помощник руководителя СУ СКР по Омской области Лариса Болдинова. - Однако для принятия решения необходимо заключение судебно-медицинской экспертизы, которое пока еще не готово.

Между тем в последнее время ни одна крупная стройка в регионе не обходится без жертв и пострадавших. Строительство - самая опасная отрасль в Прииртышье. Подавляющее большинство несчастных случаев происходит из-за нарушения техники безопасности. Как правило, работодатели стараются всеми силами скрыть информацию о ЧП на предприятии. Переломавшие руки-ноги строители после беседы с начальником начинают утверждать, что неудачно поскользнулись по дороге домой. В прошлом году на одном из объектов разбилась крановщица. Руководитель стройки упорно пытался доказать, что это был суицид. Дескать, не так давно погибшая жаловалась своим коллегам на неприятности в семье.

Но, похоже, теперь бизнесмены нашли новую лазейку в законе, позволяющую вполне легально уходить от ответственности за любое ЧП на производстве. По данным экспертов, на омских стройках в массовом порядке заключают с сотрудниками гражданско-правовые договоры.

В Гострудинспекции зафиксировано уже четыре случая, когда пострадавшие на работе омичи оказались не вправе претендовать на компенсацию, потому что они не трудились у работодателя, а "оказывали ему услуги".

- Я считаю, что это нарушение трудового законодательства, - говорит председатель профсоюза строителей Омской области Виктор Хмельницкий. - Нам известны случаи, когда работников обманом заставляют переходить с трудовых договоров на гражданско-правовые, чтобы не платить налоги и взносы в Пенсионный фонд. Таких работодателей надо привлекать к уголовной ответственности.

Впрочем, эксперты признают, что в большинстве случаев омичи сами соглашаются на подобное оформление отношений из-за безысходности. По оценкам рекрутингового портала SuperJob.ru, 58 процентов опрошенных готово добровольно работать по гражданско-правовому договору. Столкнувшись хоть раз с потерей работы, многие согласны идти на любые компромиссы с начальством, лишь бы быть трудоустроенными.

- Если недобросовестный работодатель пытается таким способом завуалировать трудовые отношения, то единственный выход из ситуации - устанавливать их наличие в судебном порядке, - говорит прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Омской области Дмитрий Леонов.

Алена Родина собирается идти в суд. Как только получится собрать необходимое количество денег для оплаты услуг опытного юриста.

Справка "РГ"

По оценке центра трудовых исследований высшей школы экономики, сегодня по гражданско-правовым договорам в России работает около двенадцати миллионов человек. Подсчитано, что при этом работник теряет в среднем до трех месячных окладов в год. И может быть уволен без предупреждения. Перевести часть сотрудников с трудовых на гражданско-правовые договоры могут в любой компании - по наблюдениям юристов, в зонах риска - организации производственной и строительной сфер, а также государственная служба.


Источник: http://www.rg.ru

Нет комментариев

Добавить комментарий