В ноябре 2014 г. состоялось интервью корреспондента компании «КонсультантПлюс» с первым заместителем министра труда и социальной защиты Российской Федерации Сергеем Вельмяйкиным. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» введен новый порядок контроля за состоянием рабочих мест на предприятиях. В ходе интервью Сергей Вельмяйкин рассказал о первых результатах внедрения системы спецоценки условий труда и других актуальных нормативно-правовых изменениях в сфере охраны труда, а также ответил на наиболее интересные из поступивших вопросов.
Вот уже почти год как в России действует процедура специальной оценки условий труда (СОУТ). Каковы основные положительные результаты реформы? На Ваш взгляд, повысился ли в целом уровень обеспечения безопасных условий труда на производстве в результате использования новых инструментов оценки?
Сергей Вельмяйкин: С принятием федеральных законов от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» в Российской Федерации введена единая процедура, позволяющая объективно выявить и оценить условия труда на рабочих местах. Результаты специальной оценки условий труда позволяют включить механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, сохранению жизни и здоровья работников на производстве.
Во-первых, размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд увязаны с условиями труда и установлены по принципу: «Чем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте – тем ниже тариф». В случае обеспечения безопасных условий труда работодатель освобождается от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.
Во-вторых, если работодатель улучшает условия труда, снижает уровень вредности, то тем больший размер скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний он будет получать.
В-третьих, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие формирование дифференцированного подхода к предоставлению и размерам гарантий (компенсаций) за работу во вредных условиях труда –повышенного размера оплаты труда, продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочей недели в зависимости от класса (подкласса) условий труда по принципу: чем выше вредность, тем выше размер гарантий (компенсаций).
В-четвертых, если на рабочих местах не выявлены вредные факторы, работодатель обеспечил безопасные условия труда, то в отношении таких рабочих мест введена процедура декларирования их соответствия требованиям охраны труда. Это позволяет не проводить дорогостоящие процедуры по измерению вредных и опасных производственных факторов и существенно сократить расходы предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса.
В-пятых, усилена ответственность за нарушение требований охраны труда путем увеличения размеров административных штрафов с установлением четких диапазонов штрафных санкций от 5 тыс. руб. до 150 тыс. руб. (ранее – от 1 тыс. руб. до 50 тыс. руб.), а также выделения в отдельный состав нарушений требований охраны труда, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью работников, таких как необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, допуск к выполнению работ с вредными (опасными) условиями труда без прохождения предварительного (периодического) медицинского осмотра или без прохождения обучения охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также обучения безопасным приемам выполнения работ.
Не так давно Минтруд России проводил анкетирование по вопросам внедрения СОУТ. Насколько безболезненно для хозяйствующих субъектов протекает процесс перехода на новую методику оценки состояния рабочих мест? По предварительным результатам, какие аспекты проведения СОУТ чаще всего вызывают вопросы у работодателей?
Сергей Вельмяйкин: За счет предусмотренных в федеральных законах от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» переходных положений, предусматривающих плавный переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда и преемственность данных процедур, нам удалось свести к минимуму издержки перехода на новые правовые нормы.
Одновременно Минтрудом России совместно с объединениями и работодателей, и профсоюзов был организован мониторинг реализации Приказа Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». В этих целях создана рабочая группа, организован сбор предложений от всех субъектов Российской Федерации, на сайте министерства размещена анкета для сбора предложений. Всего поступило более 700 замечаний и предложений от участников мониторинга.
По результатам рассмотрения поступивших в ходе мониторинга предложений в настоящее время Минтрудом России подготовлен и размещен для проведения публичных консультаций на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"» и ведется разработка проекта приказа Минтруда России о внесении изменений в Приказ Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
С учетом складывающейся правоприменительной практики ожидаются ли в ближайшее время какие-либо изменения действующего законодательства, затрагивающие сферу действия Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»? Можете ли Вы назвать наиболее значимые законодательные инициативы, которые могут быть реализованы в 2015 году?
Сергей Вельмяйкин: Согласно Плану мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. №1250-р, разработанному в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, предусмотрено ключевое событие в части подготовки к декабрю 2014 г. распоряжения Правительства Российской Федерации о проведении в 2015-2016 годах специальной оценки рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи, что позволит выявить архаичные производства с «грязными» технологиями и устаревшим оборудованием, являющимся источником вредных факторов, и разработать меры по модернизации таких производств с целью защиты жизни и здоровья занятых в них работников.
Минтрудом России уже начата работа по подготовке изменений законодательства о специальной оценке условий труда, обеспечивающих безусловное проведение в 2015-2016 годах специальной оценки условий труда на рабочих местах предприятий, указанных в поручении Президента Российской Федерации производств. Так, в целях выполнения указанного поручения Минтрудом России подготовлен и размещен в целях проведения публичных консультаций на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"».
Кроме того, в настоящее время рабочей группой, сформированной Минтрудом России из представителей федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и работодателей, ведется разработка концепции проекта федерального закона по безопасности и гигиене труда. Результаты этой работы позволят уточнить направления дальнейшего совершенствования законодательства об охране труда.
Минтруд России начал прием документов на проведение аттестации экспертов по СОУТ. Много ли подано заявок на сегодняшний день? Когда планируется начать выдачу сертификатов для заявителей, успешно прошедших аттестационное испытание?
Сергей Вельмяйкин: По состоянию на 25 ноября в Минтруд России поступило 689 заявлений на аттестацию в качестве эксперта по специальной оценке условий труда. По результатам рассмотрения документов направлено на тестирование 408 человек. В отношении 8 кандидатов принято решение об отказе в аттестации в связи с их несоответствием предъявляемым требованиям к экспертам.
Из числа направленных на аттестацию аттестованы и признаны экспертами с вручением сертификата 28 человек. Первый сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда выдан 16 октября 2014 г. Отказано в аттестации в связи с неудовлетворительным прохождением аттестационного испытания 9 претендентам. В настоящее время проходят тестирование 315 человек, рассматриваются результаты завершенного тестирования 56 претендентов.
Наталья Григорьевна из Тюменской области спрашивает: «Прошу рассказать, когда будет принят порядок проведения государственной экспертизы качества специальной оценки условий труда».
Сергей Вельмяйкин: Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. №549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» зарегистрирован в Минюсте России 31 октября, опубликован в «Российской газете» 14 ноября 2014 г. и вступил в силу с 25 ноября 2014 г.
Когда появится планка заработной платы специалиста по охране труда? –
Антон Александрович (Пермь)
Сергей Вельмяйкин: Вопрос установления размера оплаты труда специалиста по охране труда регулируется процессами на рынке труда, а, следовательно, не подлежит государственному регулированию.
Нужно ли проводить специальную оценку условий труда для рабочего места генерального директора ООО, если в настоящее время он является единственным сотрудником в компании? – Александр (Краснодарский край)
Сергей Вельмяйкин: Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Если рабочее место генерального директора не относится к вышеперечисленным в отношении условий труда, на нем должна быть проведена специальная оценка условий труда.
Что необходимо делать, если часть сотрудников, лишившихся льгот и компенсаций по результатам оценки, отказываются подписывать карты СОУТ? –
Елена (Пермский край)
Сергей Вельмяйкин: Согласно статье 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а согласно статье 5 данного федерального закона работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
В случае отказа работника от ознакомления с результатами специальной оценки условий труда своего рабочего места комиссия по проведению специальной оценки условий труда составляет акт с фиксацией данного факта и прикладывает его к материалам отчета о проведении специальной оценки условий труда. Указанное позволяет освободить работодателя от предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда.
В следующем году наша компания планирует обновить свой автопарк. Поскольку транспортное средство у водителей, а значит и рабочее место, изменится, значит ли это, что нам нужно будет снова проводить СОУТ? – Ольга (Московская область)
Сергей Вельмяйкин: Если обновление автопарка путем замены имеющихся автомобилей на автомобили другой марки или модификации имеющейся марки является вводом в эксплуатацию новых рабочих мест в отношении водителей автомобилей, то в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» необходимо провести в течение 6 месяцев со дня обновления автопарка внеплановую специальную оценку условий труда.
Наш офис находится в подвальном помещении, где сотрудники проводят полный рабочий день. Какие льготы мы можем потребовать у работодателя? Если для этого нужно провести спецоценку, то куда нам следует обратиться? –
Татьяна Васильевна (Ярославская область)
Сергей Вельмяйкин: Согласно статьям 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации предоставление гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда осуществляется по результатам проведения специальной оценки условий труда. В этой связи работодателю необходимо провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», заключив гражданско-правовой договор с организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда. Перечень таких организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России в Реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Источник: consultant.ru.
Нет комментариев
Добавить комментарий