В прошлый раз мы говорили об общих положениях профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда». Сегодня мы дадим комментарий к разделам 2 и 3 данного документа.
Раздел 2 «Описание трудовых функций специалиста в области охраны труда»
Текст документа
Полный текст приказа Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н.
Профстандарт разработан в соответствии с макетом и Методическими рекомендациям Минтруда России, утвержденными приказами Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н и от 29 апреля 2013 г. № 170н соответственно.
В Методических рекомендациях объяснены понятия, которые затем были использованы в составлении профстандарта:
- вид профессиональной деятельности – это совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;
- обобщенная трудовая функция – это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе;
- трудовая функция – это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
- трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Не хватает лишь одного определения – предмет труда – то, на что воздействует человек этой профессии.
Профстандарт зарегистрирован под номером 192. Он может быть использован в случае, если документ послужит первоисточником для трудовой функции другого профстандарта. Тогда в «дочернем» документе будет указан только номер «материнского». Такая объективная возможность пересечения или заимствования схожих трудовых функций, присущих разным профессиям, предусмотрена в идеологии профессиональных стандартов.
Содержание графы «Общественные трудовые функции»
В этой графе указаны код, уровень квалификации и наименование обобщенной трудовой функции.
Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы (А, В, С и т.д.).
Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника и применяются для описания его трудовых функций, требований к образованию и обучению. Всего Минтрудом России утверждено 9 уровней квалификации.
В профстандарте специалиста в области охраны труда под кодом А обозначена обобщенная трудовая функция «Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда». Ей соответствует уровень квалификации 6. Этот уровень предусматривает самостоятельную деятельность, предполагающую:
- определение задач по достижению цели для себя и (или) подчиненных;
- обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений;
- ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.
Здесь же приведен список умений, знаний и основные пути достижения этого уровня квалификации.
Трудовые функции, выделяемые в обобщенной трудовой функции, могут относиться к нескольким уровням квалификации. В этом случае наименьшему уровню трудовой функции присваивается номер 01.
Пример
Под кодом A/01.6 указана функция «Нормативное обеспечение системы управления охраной труда». Это индивидуальный код первой трудовой функции, относящейся к 6-му уровню квалификации и входящей в состав обобщенной трудовой функции «A». Под кодом A/02.6 обозначена следующая трудовая функция – «Обеспечение подготовки работников в области охраны труда» и т. д. Такая функция, как «Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», обозначена кодом В/03.6 и относится она к обобщенной трудовой функции «Мониторинг функционирования системы управления охраной труда». Поскольку ей соответствует уровень квалификации 6, для ее выполнения требуется тот же уровень квалификаций, умений и знаний, что и для других трудовых функций этого уровня. А вот функция «Определение целей и задач (политики) процессов управления охраной труда и оценка эффективности системы управления охраной труда» под кодом С/01.7 относится уже к более высокому уровню – 7. Для ее выполнения необходим более высокий набор компетенций, умений и знаний. Эта трудовая функция предполагает определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений, а также ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений (см. графу «Полномочия и ответственность» из показателей уровня квалификации, соответствующих 7-му уровню из Приказа Минтруда России № 148н).
Разделение по уровням квалификации необходимо для дифференциации оплаты труда, причем как внутри профессии, так и по разным профессиям. На основе профстандартов работодатель может выстроить понятную сотрудникам систему оплаты труда в результате чего специалист в области охраны труда, выполняющий трудовые функции уровня 7, не должен получать зарплату меньше специалиста в другой области с трудовыми функциями того же уровня. Например, специалист по социальной работе, выполняющий трудовые функции по планированию, организации и контролю за реализацией социальных услуг и мер социальной поддержки, должен обладать тем же набором компетенций, ответственности, знаний и умений (только из другой области профессиональной деятельности), что и специалист в области охраны труда, выполняющий те же функции в системе управления охраной труда. Соответственно и уровень оплаты труда у обоих специалистов должен быть примерно одинаковым.
Подуровни квалификации в данном профстандарте не предусмотрены, хотя единые требования могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретных трудовых функций. Это стоит учесть теперь уже самим работодателям при детализации трудовых функций своих специалистов по охране труда.
О чем говорится в разделе 3 «Характеристика обобщенных трудовых функций»
Раздел содержит описание обобщенных трудовых функций и входящих в их состав должностных обязанностей. Подробные требования к пунктам и подпунктам этого раздела указаны в Методических рекомендациях Минтруда России.
Наименование и код обобщенной трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится, взяты из графы «Обобщенные трудовые функции» раздела 2 «Описание трудовых функций». Поскольку все обобщенные трудовые функции впервые представлены в рассматриваемом профессиональном стандарте, то в графе «Происхождение обобщенной трудовой функции» в позиции «Оригинал» поставлена отметка «x». Если бы какая-то из обобщенных трудовых функций была бы заимствована из другого профессионального стандарта, то в позиции «Код оригинала» был бы указан ее уникальный код, содержащийся в профессиональном стандарте – первоисточнике, а в позиции «Регистрационный номер профессионального стандарта» был бы указан регистрационный номер профессионального стандарта.
Графа «Возможные наименования должностей»
В ней поясняется, что данную обобщенную трудовую функцию должен выполнять «Специалист по охране труда». Далее перечислены требования к образованию и обучению специалиста по охране труда, к опыту его практической работы и особые условия допуска к работе.
Дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций
Они содержат:
- код базовой группы (2149) и ее наименование в соответствии с ОКЗ («Архитекторы, инженеры и специалисты родственных профессий, не вошедшие в другие группы»);
- наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и ЕТКС («Специалист по охране труда»);
- код и наименование специальностей/профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции (280101 – «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» и 280102 – «Безопасность технологических процессов и производств»).
Что включают в себя трудовые функции раздела 3
В подпунктах 3.1.1–3.3.2 перечислены и подробно расписаны все трудовые действия, обеспечивающие выполнение каждой трудовой функции, а также необходимые умения и знания по каждой из них.
Остановимся подробнее на пункте 3.1.1, включающем наименование и код трудовой функции, а также уровень (подуровень) квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы «Трудовые функции» раздела 2.
Графа «Происхождение трудовой функции» заполняется аналогично графе «Происхождение обобщенной трудовой функции», то есть по тем же правилам. Например, для трудовой функции «Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» в графе «Происхождение трудовой функции» отсутствовала бы отметка «х» в позиции «Оригинал», но был бы обозначен ее уникальный код А/01.6 и Регистрационный номер профстандарта 3. Это объясняется тем, что данная трудовая функция содержится в профессиональном стандарте «Специалист по социальному обслуживанию», зарегистрированном под номером 3 (приказ Минтруда России 22 октября 2013 г. № 571н).
В позиции «Трудовые действия» представлен перечень основных трудовых действий, обеспечивающих выполнение трудовой функции, а в позициях «Необходимые умения» и «Необходимые знания» – умения и знания, необходимые для всех этих трудовых действий.
В позиции «Другие характеристики», согласно Методическим рекомендациям Минтруда России, указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье сотрудника. Там могут быть указаны и другие значимые характеристики, например, специфика средств или предметов труда, конкретизация ответственности. Они вносятся по решению разработчика профстандарта. В данном случае поставлен прочерк. Поэтому работодателю самому необходимо указать специфику выполнения трудовой функции. Например, такая трудовая функция, как «Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда» (код А/04.6), предусматривает трудовое действие «Выявление, анализ и оценка профессиональных рисков», что может быть сопряжено с повышенными опасностями и рисками, которым может быть подвергнут специалист по охране труда при выполнении этой трудовой функции.
Следует обратить внимание, что трудовые функции, соответствующие уровню квалификации 7, помимо должности «Специалист по охране труда», уже предполагают наличие должности «Руководитель службы охраны труда» и не менее 5 лет опыта работы в области охраны труда.
Какую пользу можно извлечь из профстандарта
Профстандарт окажет неоценимую пользу работодателям и специалистам по охране труда.
Во-первых, он подчеркивает ценность должности специалиста по охране труда. Для этого достаточно сравнить обязанности работодателя, закрепленные в статье 212 Трудового кодекса, с трудовыми функциями специалиста по охране труда из профстандарта. Особенно с учетом увеличения ответственности работодателей за нарушения в области охраны труда.
Во-вторых, профстандарт должен служить ценным ориентиром для целей профессионального образования, к сожалению оторванного от практики, и новых требований законодательства. Например, уровень квалификации, соответствующий трудовым функциям С/01.7 и С/02.7, предполагает такие необходимые знания, как «Лучшие отечественные и зарубежные практики в области управления охраной труда», «Основы финансового планирования и разработки бюджетов» и другие, а также создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Немногие образовательные организации сейчас могут предложить специалистам по охране труда и руководителям служб охраны труда современные программы дополнительного образования, предусматривающие передачу таких знаний.
Марат БАЙГЕРЕЕВ, директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования Минтруда России
Источник: e.otruda.ru
Нет комментариев
Добавить комментарий