Новости охраны труда

Судебная практика: оценка условий труда должна быть проведена, даже если аттестацию отменили

Работодатель решил оспорить постановление государственного трудового инспектора о привлечении к административной ответственности за непроведение аттестации рабочих мест, воспользовавшись тем, что ее отменили с 1 января 2014 года.




Суть дела

Государственная трудовая инспекция в ходе проверки ООО «Аура-мебель» установила, что работодатель не провел аттестацию рабочих мест. Инспектор составил постановление от 14 октября 2013 г. о нарушении и назначил штраф в размере 30 000 рублей. Работодатель начал долгое судебное разбирательство, закончившееся в надзорной инстанции.

Позиция трудовой инспекции

На основании распоряжения руководителя инспекции от 6 сентября 2013 г. провели внеплановую проверку работодателя. В ходе контрольных мероприятий было установлено, что в ООО «Аура-мебель» не проводилась аттестация рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. На этом основании составили постановление и привлекли работодателя к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, а также выписали штраф в размере 30 000 рублей.

Нарушений в ходе проверки не было допущено. Решение принято законно и отмене не подлежит.

Позиция работодателя

Работодатель не отрицал, что аттестацию рабочих мест не проводил. Однако считал, что привлекать его к ответственности за это не было оснований. Свою позицию объяснил тем, что аттестация рабочих мест отменена с 1 января 2014 года. Таким образом, он не обязан был проводить аттестацию рабочих мест, как того ранее требовала статья 212 Трудового кодекса.

Позиция суда

Дело слушалось в районном суде, затем в областном суде Челябинской области. Обе инстанции признали правоту государственной инспекции труда. Надзорная инстанция не нашла оснований к отмене вынесенных судебных решений.

Законом предписано, что работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. На момент проверки работодателя действовал Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Порядок аттестации), установленный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. С 1 января 2014 г. он утратил силу в связи с началом действия Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». С этого момента должна проводиться спецоценка. Предметом регулирования Порядка аттестации и закона о спецоценке являются одни и те же отношения. Они возникают в связи с выполнением работодателем обязанности по обеспечению безопасных условий труда для сотрудников, отвечающих требованиям охраны труда.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, являются в данном случае отношения, связанные с реализацией работодателем обязанности по обеспечению безопасных условий труда сотрудников.


Советует Олег КОНОВАЛОВ, генеральный директор ООО «Юридическое сопровождение трудовых отношений» (Москва)

В рассматриваемой ситуации работодатель, безусловно, неправ. В период проверки еще действовали нормы об аттестации рабочих мест. Спасти его могли только процессуальные ошибки Гострудинспекции. Например, нарушение сроков рассмотрения дела, ошибки в составлении протокола об административном правонарушении и т. п. Суды всегда внимательно рассматривают эти вопросы. Поэтому, если решили судиться с контролирующими организациями, внимательно отнеситесь к срокам вынесения решений, правильности заполнения документов.


Аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда – два разных способа выполнения указанной обязанности работодателя. Замена одного способа другим не влияет на квалификацию действий работодателя.

Судами было установлено, что 4 октября 2013 г. Государственная инспекция труда Челябинской области провела проверку работодателя на основании распоряжения руководителя инспекции от 6 сентября 2013 г. № 05 ОТ-1780ц/20/1. В результате проверки выявила нарушение требований абзацев 9 и 10 части второй статьи 212 Трудового кодекса (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). А именно: работодатель не проводил аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В ходе судебного заседания было выяснено, что у работодателя имелась возможность выполнить требования закона, однако он не принял для этого никаких мер. Следовательно, ООО «Аура-мебель» виновно в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Дело об административном правонарушении рассмотрено в пределах срока, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях. Размер наказания назначен в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. Ее размер отвечает принципам соразмерности и справедливости наказания.

Решение государственной инспекции труда о привлечении работодателя к административной ответственности является верным.


Решение:

Постановление Челябинского областного суда от 10 сентября 2014 г. по делу № 4а14-628.


Запомните главное:

1 Если аттестация рабочих мест до начала действия закона о специальной оценке условий труда не была проведена, нужно провести спецоценку. Для рабочих мест, на которых отсутствуют вредные или опасные факторы производства, оценку условий труда можно проводить поэтапно вплоть до 31 декабря 2018 г. (ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

2 Если гострудинспектор обнаружил, что спецоценка в организации не проведена, ему можно представить документы, подтверждающие, что работодатель начал подготовку к ее проведению. К ним относятся приказ о создании комиссии по спецоценке, договор с организацией, имеющей право ее проводить, список рабочих мест, на которых нужно проводить оценку условий труда, и т. п. Это поможет избежать наказания.

3 Проверяйте, в течение какого срока инспекторы составили постановление о привлечении к административной ответственности. Решение о наказании за нарушение правил охраны труда должно быть принято не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. А в случае с непроведенной спецоценкой – с момента обнаружения нарушения.


Источник: e.otruda.ru

Нет комментариев

Добавить комментарий