Новости охраны труда

Проект Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле и надзоре в Российской Федерации »

Минэкономразвития России разработало законопроект, основной целью которого является переориентация контрольно-надзорной деятельности на объекты повышенного риска и сокращение частоты проверок других субъектов при условии их добросовестности

По словам заместителя руководителя Роструда Ивана ШКЛОВЦА, действующая в настоящее время модель надзорно-контрольной деятельности требует изменения. В ходе заседания Общественного совета при Роструде, которое состоялось в Общественной палате РФ, он напомнил, что во исполнение поручения президента Минэкономразвития России разработало законопроект, основной целью которого является переориентация контрольно-надзорной деятельности на объекты повышенного риска и сокращение частоты проверок других субъектов при условии их добросовестности. Для объектов с низким уровнем риска плановые проверки исчезнут вовсе.

Иван ШКЛОВЕЦ высказал безусловную заинтересованность Роструда в поиске подходов по усовершенствованию этих механизмов применительно к социально-трудовой сфере – например, при контроле за соблюдением хозяйствующими субъектами требований о специальной оценке условий труда, новые правила которой действуют с 1 января прошлого года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

В течение 2014 года Государственной инспекцией труда было выявлено свыше 23 тыс. нарушений установленного порядка проведения оценки условий труда на рабочих местах. К основным нарушениям относятся:
непроведение работодателями специальной оценки условий труда при наличии оснований для этого (например, при пересмотре объема гарантий и компенсаций работникам, вводе в эксплуатацию новых рабочих мест и т. д.);
неознакомление или ненадлежащее ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда;
нарушение процедуры и последовательности действий при проведении специальной оценки труда (например, невключение в состав комиссии представителей работников и др.);
планирование мероприятий по улучшению условий охраны труда без учета результатов специальной оценки условий труда;
пересмотр объема и вида гарантий и компенсаций работникам без проведения спецоценки условий труда.
Наибольшее количество нарушений, по данным ведомства, зарегистрировано в Республике Дагестан (2015 нарушений), Санкт-Петербурге (чуть менее 2000), Ростовской (1100), Свердловской (720), Иркутской (725), Московской (666), Ивановской областях (647), а также в Москве (604).

Однако количество нарушений при проведении спецоценки – это одна часть проблемы. Вторая же заключается в том, что большая часть работодателей в принципе неохотно инициируют проведение спецоценки. По состоянию на 1 марта 2015 года, в Государственную инспекцию труда поступили сведения о проведенной спецоценке условий труда в чуть более чем 18 тыс. организаций (что составляет всего 0,4% от количества официально действующих на территории России хозяйствующих субъектов). "Это ничтожно малые показатели. Такая динамика проведения спецоценки говорит о том, что ажиотаж придется на 2017-2018 годы, то есть в последние установленные законом годы, когда все хозяйствующие субъекты должны будут провести у себя спецоценку условий труда. Не исключено, что нас будет ожидать многочисленная фальсификация результатов исследования условий труда на рабочих местах", – подчеркнул Иван ШКЛОВЕЦ.

В пояснении к законопроекту "О государственном и муниципальном контроле и надзоре в Российской Федерации" говорится о том, что целью регулирования является установление базовых, системообразующих правил организации и осуществления государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации, направленных на:
- построение прозрачной, доверительной и действенной системы взаимоотношений власти, граждан и бизнеса;
- снижение избыточного давления на бизнес;
- стимулирование добросовестной конкуренции;
- определение и установление четких границ разрешительной деятельности, государственного и муниципального контроля и надзора;
- существенное повышение эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности;
- эффективное использование бюджетных средств.
Также определен круг лиц, на которых будет распространятся действие нормативного правового акта. В их число входят:

1. Субъекты государственного и муниципального контроля и надзора(контрольно-надзорные органы):
органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица;
государственные и муниципальные казенные учреждения и их должностные лица;
государственные корпорации и их должностные лица.
2. Субъекты, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия (подконтрольные (поднадзорные) субъекты):
юридические лица и их должностные лица;
индивидуальные предприниматели;
физические лица.
3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица.

4. Общественные институты:
общественные советы при органах государственной власти Российской Федерации, общественные советы при органах государственной власти субъектов Российской Федерации, некоммерческие организации;
эксперты.
В настоящее время текст законопроекта не опубликован. С более подробной информацией о ходе разработки документа Вы можете ознакомиться на Едином портале для размещения информации.


Источник: ГАРАНТ.РУ, Regulation.gov.ru



Нет комментариев

Добавить комментарий