Автоматизация складских комплексов в Европе выше, нежели в России. Первой причиной является человеческий фактор. Высокая автоматизация Европы во многом явление вынужденное, за которым стоит не только желание инвестировать в технологии, но и тот факт, что своего персонала для складской работы компаниям часто не хватает.
Исследование: Гаджеты стимулируют россиян больше тратить
Еще одной из причин высокой автоматизации и технологичности европейских складов является тот факт, что население Европы стремительно стареет. К примеру, средний возраст жителя Германии более 40 лет. Какое это имеет значение? Обычный процесс подбора товара на складе происходит так: сотрудник подходит к товару, перемещаясь по маршруту, заданному системой управления складом. За смену комплектовщику может потребоваться пройти несколько километров, что требует от человека определенной физической формы. При автоматизации подбора можно реализовать стратегию, которая называется "товар к человеку", подборщик при этом стоит на месте, а товар по транспортеру доставляется к нему. Сотрудник набирает нужное количество единиц, а товар далее возвращается на место хранения. Благодаря автоматизации уже не требуется высокая степень физической выносливости, значит, привлекать на работу можно человека старшего возраста или пенсионера.
В России такая тенденция также намечается из-за дефицита рождаемости, возникшего в начале 1990-х годов. После распада Советского Союза было зафиксировано резкое снижение рождаемости, и сейчас наступает время, когда это поколение молодежи приходит на работу. В силу своей немногочисленности они могут восполнить потребность рынка всего на 60%.
Помимо возрастных особенностей рабочего персонала в Европе есть и вопрос стоимости этого персонала. В странах с недешевой рабочей силой и, более того, ее дефицитом и дорогой землей, например в Германии, логистические компании вынуждены были искать различные варианты снижения затрат. Так, в 1970-х годах в Западной Германии безработица практически была равна нулю. Дефицит рабочей силы был таков, что правительство приняло решение о заключении соглашения с Италией о привлечении сотрудников. Дороговизна земли заставила задуматься также и о новых технических решениях, позволяющих увеличить количество товара, хранящегося на одном квадратном метре складской площади. Так появились автоматизированные склады (high-bay warehouse), полезная высота которых может достигать 40 метров. Такие склады могут хранить до 10 паллет на одном квадратном метре. Для сравнения: полезная высота стандартного склада класса А в России - 11 - 13 м, количество паллет товара на 1 кв. м - от 1,5 до 4, в зависимости от конфигурации склада и типа товара.
Ярким примером эффективной площадки может выступать автоматизированный распределительный центр Partner Logistics B.V. в Голландии. На складе в 500 тысяч паллет в каждой смене работают всего 20 человек.
Европейские власти стараются создавать максимально комфортные условия для размещения производств на собственных территориях, где выше уровень безработицы и меньше ВВП на душу населения. Например, для организации производства в Германии немецкое правительство выделяет дотацию, равную половине стоимости инвестиций.
Кроме того, автоматизация складов призвана минимизировать риски на производстве. Человеческий ресурс менее предсказуем, нежели отлаженная автоматизированная техника. Автомат, управляемый человеком, работает эффективнее - он не совершает ошибок, не может уволиться, заболеть или объявить забастовку. У автомата понятны сроки эксплуатации, расходы на его обслуживание и ремонт.
В Европе, как и в России, на складах используется и штатный, и привлеченный персонал. К примеру, в Финляндии отличие от российских складов в том, что европейское законодательство позволяет использовать определенный процент привлеченного персонала. В противном случае к делу подключается профсоюз, и возникают вопросы, почему не привлекаются финские рабочие.
В России означенные причины пока не рождают тренда на максимальную технологичность складских пространств. Никто из собственников или арендаторов не готов вкладываться в склады-автоматы, и это можно понять: сложно рассуждать о длительной перспективе, когда экономические кризисы происходят в стране в среднем раз в 5 лет. И в основном собственники нацелены на достижение близлежащих целей и получение максимальной прибыли в краткосрочной перспективе.
Подобные решения сегодня скорее точечные, до массовости достаточно далеко. Сети строят склады под свои потребности. То, что актуально в Европе сегодня, в Россию придет только через 10 - 15 лет.
"Российская Бизнес-газета" - Карьера и менеджмент №992 (13)
Нет комментариев
Добавить комментарий