Новости охраны труда

Отдельные проблемы декларирования соответствия условий труда

Возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда появилась у работодателей больше года назад. Однако ее реализация на практике все еще вызывает определенные трудности.

Со вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) у российских работодателей появилась возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларирование соответствия) на отдельных рабочих местах. Данная процедура предусмотрена ст. 11 Закона № 426-ФЗ и осуществляется в рамках проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ). Опыт показывает, что реализация большинства новаций вызывает трудности на практике, и декларирование соответствия в этом смысле – не исключение.


Подача декларации соответствия условий труда

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларация соответствия ) подается работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (территориальный орган Роструда), по месту нахождения работодателя в отношении тех рабочих мест, на которых по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – идентификация) вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены.


Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (далее – Приказ № 80н) предусматривает, что декларация соответствия:

- подается работодателем по форме согласно приложению 1 к Приказу № 80н в территориальный орган Роструда по Шаблоны в электронной системе «Охрана труда» www.trudohrana.ru/e-ot месту своего нахождения лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
- может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации соответствия на официальном сайте Роструда в информационнотелекоммуникационной сети Интернет;
- подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ на рабочих местах, в отношении которых подается декларация соответствия.


ИДЕНТИФИКАЦИЯ

В соответствии с п. 2 Методики проведения специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (далее – Методика № 33н), под идентификацией понимается процедура, состоящая из следующих четырех этапов:

- выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
- сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемом в порядке, установленном Законом № 426-ФЗ (Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов утвержден приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (далее – Классификатор № 33н));
- принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – исследования (испытания) и измерения);
- оформление результатов идентификации.


ПЕРВАЯ ПРОБЛЕМА

С учетом вышесказанного несмотря на то что почти на всех существующих рабочих местах имеется, например, такой производственный фактор, как световая среда, в ряде случаев может сложиться следующая ситуация:

- на рабочем месте в процессе идентификации выявлен источник производственного фактора и сам производственный фактор;
- при сопоставлении наименования производственного фактора с Классификатором № 33н обнаружено совпадение наименования, однако по результатам предшествующей оценки условий труда, осуществлявшейся в рамках производственного контроля или аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ), было принято решение не проводить измерение соответствующего производственного фактора по причине отсутствия превышений установленных нормативов.


В случае, если вышеперечисленные обстоятельства имеют место, комиссия по проведению СОУТ и эксперт организации, проводящей СОУТ, констатируют тот факт, что соответствующий производственный фактор может присутствовать на данном рабочем месте, но не носит потенциально вредного и (или) опасного характера и потому не требует проведения идентификации и исследований (испытаний) и измерений. В этой связи в силу п. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ условия труда на соответствующем рабочем месте признаются допустимыми, и работодатель получает право подать в отношении него декларацию соответствия.


Однако существует ряд моментов, которые должны быть учтены при формировании перечня рабочих мест, подлежащих декларированию соответствия, а именно:

- на предприятии не зарегистрировано случаев профессиональных заболеваний и производственного травматизма;
- работники предприятия не обращались к работодателю с жалобами и предложениями о проведении идентификации на их рабочих местах;
- условия труда на соответствующем рабочем месте на основании результатов предыдущей оценки условий труда отнесены к допустимым;
- наименование профессии работника или видов выполняемых работ не включено в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости или предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.


Вместе с тем важно иметь в виду, что на практике соблюдения всех перечисленных условий для получения права на декларирование соответствия может оказаться недостаточно.

Так, эксперт организации, проводящей СОУТ, принимая решение об отсутствии необходимости выполнения исследований (испытаний) и измерений только на основе того обстоятельства, что условия труда на соответствующем рабочем месте в рамках ранее выполненной АРМ были признаны допустимыми, рискует столкнуться с проблемой нахождения фактического значения того или иного производственного фактора на границе с гигиеническим нормативом.

Например, может сложиться ситуация, при которой при нормативном значении такого виброакустического производственного фактора, как шум, в 80 дБА его измеренное значение на рабочем месте составило 80 дБА*. В подобных обстоятельствах работодатель, подавая декларацию соответствия, т. е. заявляя о соответствии условий труда на данном рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны труда, идет на риск, обусловленный в т. ч. возможностью развития у соответствующего работника профессиональной патологии, вызванной воздействием шума.


ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА

Согласно ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ декларация соответствия действительна в течение пяти лет. Данный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Часть 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что действие декларации соответствия прекращается и проводится внеплановая СОУТ в случае наступления в указанный пятилетний период следующих обстоятельств, обусловленных воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов:

- с работником, занятым на соответствующем рабочем месте, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
- у работника, занятого на соответствующем рабочем месте, выявлено профессиональное заболевание.


Вместе с тем Приказ № 80н, определяющий порядок подачи декларации соответствия, предоставляет работодателю право на ее оформление в отношении сразу нескольких рабочих мест с условиями труда, отвечающими государственным нормативным требованиям охраны труда. Эта возможность зачастую облегчает работодателю жизнь, но одновременно она же может стать причиной возникновения у него необходимости аннулирования декларации соответствия в отношении одного рабочего места, на котором был зафиксирован случай производственного травматизма или профессионального заболевания. Ключевым при этом является вопрос о том, не повлечет ли данный факт автоматического прекращения действия всей декларации соответствия, в т. ч. в части остальных фигурирующих в ней рабочих мест. Не имея четкого ответа на поставленный вопрос, работодатели, как правило, предпочитают не рисковать и оформляют декларацию соответствия для каждого рабочего места в отдельности. Поступать таким образом они, безусловно, имеют право – действующему законодательству РФ подобный подход не противоречит. Однако в случае, когда декларация соответствия подается в отношении десятков и сотен рабочих мест, такая перестраховка сильно затруднит работу государственных инспекций труда, осуществляющих ведение Реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – Реестр).


ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА

Форма декларации соответствия, утв. Приказом № 80н, также вызывает вопросы.

Дело в том, что ее образец, содержащийся в приложении 1 к названному документу, предполагает указание только таких сведений, с помощью которых рабочее место может быть идентифицировано как:

- наименование должности (профессии, специальности) работника, занятого на рабочем месте;
индивидуальный номер рабочего места;
- численность занятых на рабочем месте работников.


Если штат организаций – небольшой, то данной информации для идентификации рабочего места будет достаточно, а вот в компаниях, имеющих много филиалов, или на крупных промышленных предприятиях, на которых СОУТ может проводиться в несколько этапов, велика вероятность возникновения проблем. Объясняются они тем, что в таких организациях нередко используется несквозная нумерация рабочих мест в отдельных структурных подразделениях.


То есть номер рабочего места перестает быть уникальным, что, в свою очередь, ведет к невозможности учета соответствующих рабочих мест, в отношении которых подается декларация соответствия, в Реестре.


Представляется, что законодателю следует обратить самое пристальное внимание на обозначенные проблемы с целью их скорейшего решения, поскольку в противном случае процедура декларирования соответствия на практике неизбежно будет осуществляться с серьезными сбоями, мешающими нормальной деятельности работодателей и государственных органов в сфере охраны труда.


Источник: trudohrana.ru


Нет комментариев

Добавить комментарий