Новости охраны труда

Специальная оценка условий труда и производственный контроль

В числе широкого спектра управ­ленческих решений, для обо­снования которых могут при­меняться результаты проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), важное место принадлежит осуществлению контроля за состо­янием условий труда на рабочих местах, организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, решению вопросов о связи возник­ших у работников заболеваний с воз­действием на них вредных и (или) опасных производственных факто­ров, оценке уровней профессиональ­ных рисков.

Вместе с тем необходимость ре­шения перечисленных вопросов воз­никает существенно чаще, чем про­водится СОУТ (например, ежегодно), либо периодичность носит случай­ный характер (несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, контроль за состоя­нием условий труда) и не может быть регламентирована по пятилетним интервалам, определенным законом для проведения СОУТ.

Реализовать подобные задачи вполне возможно в системе про­изводственного контроля (ПК), тем более что он практически идеально вписывается в требования двух ос­новополагающих конвенций МОТ – №155 «О безопасности, гигиене труда и производственной среде» (ратифи­цирована РФ в 1998 г.) и №187 «Об основах, содействующих безопасно­сти и гигиене труда» (ратифициро­вана РФ в 2010 г.), а также планируемой к ратификации Конвенции № 161 «О службах гигиены труда».

Исходя из этого возникает необ­ходимость рассмотреть соотноше­ние процедур и результатов СОУТ и ПК, порядок проведения которого регламентируется санитарными пра­вилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного кон­троля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- эпидемиологических (профилактиче­ских) мероприятий» (в ред. Измене­ний и дополнений №1, утв. постанов­лением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 г. №13. Согласно письму Роспотреб­надзора от 15.02.2012 г. №01/1350-12-32 эти СП действуют на территории РФ до вступления в силу соответствую­щих технических регламентов). Эти Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения».

Согласно СП 1.1.1058-01 объектами ПК с применением лабораторных исследований, испытаний в контек­сте рассматриваемых вопросов яв­ляются промышленные предприятия (объекты), в том числе рабочие ме­ста, производственные помещения, а также производственные площадки (территория), которые в определен­ных случаях могут являться элемен­тами рабочей зоны.

Что касается лабораторных иссле­дований и испытаний факторов производственной среды, то их перечни в Федеральном законе №426-ФЗ и СП 1.1.1058-01 в значительной сте­пени совпадают, за исключением широкополосных электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых ПЭВМ, и отдельных характеристик световой среды (избыточной яркости, высокой неравномерности распределения яр­кости, прямой и отраженной слепя­щей блесткости), а также электри­чески заряженных частиц воздуха – аэроионов, идентификация и оценка которых не предусмотрена в Феде­ральном законе № 426-ФЗ.

Кроме того, в данном законе не акцентируется внимание на веще­ствах с остронаправленным механиз­мом действия и на классах опасности вредных химических веществ, учет которых для целей производствен­ного контроля предусмотрен в СП 1.1.1058-01. В свою очередь, в структуре ПК уровней воздействия вредных про­изводственных факторов на рабочих местах не предусмотрено измерение тяжести и напряженности труда, т.е. факторов трудового процесса, кото­рые присутствуют в перечне факто­ров, обязательных для идентифика­ции согласно закону о СОУТ.

Комментируя эти расхождения, следует отметить, что со времени введения в действие СП 1.1.1058-01 прошло более 12 лет, в течение ко­торых кардинально изменился мо­дельный ряд компьютерной техники. Используемые сегодня жидкокри­сталлические мониторы при соблюдении требований к их монтажу и эксплуатации не являются источни­ками широкополосных ЭМП, которые были характерны для мониторов с электронно-лучевыми трубками?

Касаясь отдельных параметров световой среды, необходимо под­черкнуть, что яркость, прямая и от­раженная блесткость относятся к дополнительным параметрам. Со­гласно Р 2.2.2006-05 «Руководство гигиенической оценки факторов ра­бочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» контроль блесткости прово­дится визуально, на основании жалоб работников на дискомфорт зрения, а показатель «яркость» определяется только в тех случаях, когда в норма­тивных документах имеется указание на необходимость ее ограничения. Иными словами, оценка данных пара­метров для всех рабочих мест неце­лесообразна.

Кроме того, практика оценки ус­ловий труда и их взаимосвязи с нару­шениями здоровья работников пока­зала, что в последние годы в резуль­татах аттестации рабочих мест по ус­ловиям труда (АРМ) была выявлена своеобразная тенденция: удельный вес рабочих мест, отнесенных к ме­стам с вредными условиями труда, мог достигать в организации значи­мых величин – до 40-50%. При этом основная часть рабочих мест харак­теризовалась только неудовлетво­рительными параметрами световой среды, включая яркость и блес­кость.

Это явилось одной из причин дис­пропорции между высокой долей ра­бочих мест с вредными условиями труда и низким уровнем професси­ональной заболеваемости в стране, поскольку неудовлетворительные по­казатели освещенности практически никогда не выступают в качестве пря­мой этиологической причины про­фессионального заболевания. Важно также иметь в виду, что параметры освещенности наиболее подвижны и легко подвергаются коррекции без чрезмерных экономических затрат. Именно поэтому мы полагаем, что для целей СОУТ вполне достаточно измерения основного показателя све­товой среды – уровня искусственной освещенности рабочей поверхности. При наличии видов деятельности, связанных с необходимостью огра­ничения яркости, либо при наличии жалоб работников на дискомфорт световой среды вследствие повышен­ной блесткости эти параметры могут быть оценены в процессе ПК с после­дующей коррекцией сразу после по­лучения результатов.

Аэроионный состав воздуха со­гласно Р 2.2.2006-05 не является обязательным показателем. Его ре­комендуется измерять в рабочих по­мещениях, воздушная среда которых подвергается специальной очистке или кондиционированию; где есть источники ионизации воздуха (УФ-излучатели, плавка и сварка метал­лов); где эксплуатируется оборудо­вание и используются материалы, способные создавать электростатические поля (ВДТ, синтетические ма­териалы и пр.); где применяются аэ­роионизаторы и деионизаторы.

Вместе с тем тяжесть и напряжен­ность труда, безусловно, следует отнести к числу важнейших характе­ристик фактических условий труда на рабочем месте. Так, тяжесть труда является ведущей причиной форми­рования профессиональных заболе­ваний костно-мышечной системы, которые занимают третье место в структуре профессиональной заболе­ваемости работников. К сожалению, в списке професси­ональных заболеваний (приказ Мин здравсоцразвития России от 27.04.2012 г. №417н «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний») нет нарушений здоровья, напрямую об­условленных напряженностью труда. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что этот фактор в настоящее время выходит на одно из первых мест по вероятности нарушения здо­ровья в процессе трудовой деятель­ности. Стресс на работе, депрессии, обусловленные трудом, профессиональ­ное выгорание, – все это – следствия чрезмерной напряженности труда, поэтому данный фактор трудового процесса должен подвергаться обя­зательному мониторингу.

Анализируя практику осуществле­ния ПК, необходимо отметить, что программа или план проведения про­изводственного контроля составля­ются работодателями в произволь­ной форме. Санитарными правилами регламентируется только перечень исходных сведений, которые должны быть включены в программу. Это определяется тем, что цели, объ­екты, программа и план ПК на рабо­чих местах трактуются в СП 1.1.1058- 01 в самом общем виде. В частности, под целью ПК в са­нитарных правилах понимается обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидеми­ческих (профилактических) меропри­ятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Номенклатура, объем и периодич­ность лабораторных исследований и испытаний согласно санитарным правилам определяются с учетом санитарно-эпидемиологической ха­рактеристики производства, наличия вредных производственных факто­ров, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Иными словами, Санитарные пра­вила 1.1.1058-01 не содержат унифи­цированных требований к проведе­нию ПК за условиями труда, вклю­чая принципы отбора рабочих мест (точек измерений), контролируемые вредные факторы рабочей среды и трудового процесса, периодичность мероприятий и использование результатов ПК в системе управления профессиональными рисками.

Нами проведены выборочные иссле­дования состояния ПК на примере 100 объектов промышленности, транс­порта, малого и среднего предпри­нимательства г. Москвы с общей чис­ленностью работающих 53 тыс. чел. Проанализированы программы и ре­зультаты ПК в области промышленной медицины, т.е. гигиенической оценки условий труда и наблюдения за состо­янием здоровья работников. Проведен анонимный опрос 100 работников, от­ветственных за составление программ и реализацию планов ПК.

Анализ результатов показал, что в программах ПК работодатели дают лишь общую оценку условий труда и частично указывают на проведение периодических медицинских осмо­тров. На 20% промышленных объ­ектов отсутствуют мероприятия по контролю за условиями труда и ме­дицинскими осмотрами. Примерно половина организаций проводит ме­роприятия по контролю за услови­ями труда, оценивая эффективность функционирования вентиляционных систем без анализа ситуации на ра­бочих местах. Несмотря на то, что контроль ус­ловий труда на рабочих местах вклю­чается в программу ПК большинства организаций, средний охват рабочих мест ПК не превышает 15%, а более половины организаций (55%) вклю­чают в программу контроля не более 10% рабочих мест.

При этом в 85,5% случаев рабо­чие места с наиболее неблагоприят­ными условиями труда, отнесенными согласно Р 2.2.2006-05 к классам 3.3, 3.4 и 4, никогда или почти никогда не включаются в программу ПК. Лишь в 7,5% организаций уровни воздействия вредных факторов на рабочих местах с наиболее вредными условиями труда измеряют доста­точно регулярно.

Только в каждой пятой организа­ции (20%) программа ПК составля­ется на основе результатов АРМ; еще примерно в половине организаций (52,5%) результаты АРМ учитыва­ются периодически. Однако в 17,5% работодатели практически не учи­тывают результаты количественной оценки условий труда на рабочих ме­стах в процессе планирования и про­ведения ПК. Только 2,5% опрошенных готово утверждать, что результаты ПК ис­пользуются для принятия управлен­ческих решений, направленных на улучшение условий труда в органи­зации; еще половина близка к подоб­ному утверждению (ответ «скорее да, чем нет»). Однако 47,5% опрошен­ных уверены в том, что этого никогда (или почти никогда) не происходит.

ПК за проведением обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых во вредных и (или) опас­ных условиях труда, согласно при­казу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследова­ния), и Порядка проведения обяза­тельных предварительных и пери­одических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными услови­ями труда» проводится не более чем в 27% организаций. При этом ана­лизируют лишь показатели числен­ности лиц, подлежащих осмотрам, и полноту охвата осмотрами – без учета фактических результатов и вы­полнения рекомендаций.

Более половины опрошенных за­труднились в выборе ответа на во­прос, является ли экономически оправданным для организации веде­ние системы производственного кон­троля. В то же время свыше 80% всех опрошенных подтвердили высо­кую заинтересованность в разработке типовых корпоративных программ ПК, которые учитывали бы факти­ческие задачи организации по улуч­шению условий труда и сохранению и укреплению здоровья работников и могли бы рассматриваться как не­отъемлемый компонент единой си­стемы управления профессиональ­ными рисками.

Таким образом, в большинстве хо­зяйствующих субъектов ПК в области промышленной медицины в значи­тельной степени носит формальный характер, а действующие в организа­циях программы ПК нередко не об­новляются десятилетиями и практи­чески не стыкуются с результатами АРМ.

На основе анализа полученных ма­териалов предложен следующий алгоритм разработки программ ПК и практики его ведения.

1. По результатам СОУТ выделя­ются все рабочие места с вредными условиями труда хотя бы по одному из факторов.

2. Если в организации не более 15% указанных рабочих мест от их общего количества – все они, как правило, должны включаться в про­грамму ПК (при условии, что на каж­дом из них по результатам СОУТ планируются мероприятия по улуч­шению условий труда). При этом в программу ПК вносят соответствующие рабочие места или участки рабо­чей зоны, а в графе о периодичности контроля указывается, что он прово­дится после внедрения профилакти­ческих мероприятий.

3. В случаях, когда охват систе­мой ПК всех рабочих мест с вред­ными условиями труда невозможен, рекомендуется рассчитать индивиду­альный и групповой профессиональ­ный риск, что позволит более обо­снованно планировать первоочеред­ные профилактические мероприятия. В программу ПК в этом случае вклю­чаются прежде всего рабочие места работников, имеющих высокий риск, а при возможности - лиц со средним уровнем профессионального риска.

4. В программу ПК в области про­мышленной медицины в обязатель­ном порядке должны быть включены мероприятия по контролю за показа­телями здоровья работников, и прежде всего – за результатами периоди­ческих медицинских осмотров (ПМО).

Необходимо контролировать вы­полнение специальных пунктов за­ключительного акта по результатам ПМО, в том числе:
  • временное или постоянное от­странение работника от работы с действующими вредными факторами на его рабочем месте – при наличии об­щих медицинских противопоказаний;
  • рекомендации по дополнитель­ному медицинскому обследованию работника в амбулаторных или ста­ционарных условиях, а также в территориальном центре профпатологии; по диспансерному наблюдению за состоянием здоровья работников врачами-специалистами по общему заболеванию; по санаторно-курорт­ному лечению.
На основе полученных данных в процессе исследования нами разра­ботаны Методические рекомендации «Производственный контроль за ус­ловиями труда и состоянием здоро­вья работников», утвержденные На­учным советом-45 «Медико-экологи­ческие проблемы здоровья работаю­щих».

Н. Симонова, Клинский институт охраны и условий труда,
Е. Игнатова, Управление Роспотребнадзора по г. Москве,
И. Низяева, НИИ медицины труда РАМН


Источник: «Охрана труда и социальное страхование», №7, 2014.

Нет комментариев

Добавить комментарий