Новости охраны труда

Как организовать инструктажи по охране труда при большой текучести кадров

- Изменение подхода к проведению вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте
- Организация инструктажа при большой текучести кадров
- Обучение по охране труда при большой текучести кадров



Изменение подхода к проведению вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте


Известно, что каждый вновь принятый работник должен проходить инструктаж по охране труда (Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29).


Инструктаж включает в себя:

- ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами;
- изучение требований охраны труда;
- изучение инструкций по охране труда;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;
- устную проверку знаний и навыков безопасных приемов работы.


Чтобы реализовать требования закона в условиях непрерывного потока принимаемых сотрудников, работодателю пришлось провести ряд организационных мероприятий.


Сначала были актуализированы инструкции по охране труда и программы инструктажей. Необходимость в этом была обусловлена тем, что появились новые опасные факторы: близость железной дороги, необходимость соблюдать правила поведения вблизи железнодорожного полотна и правила поведения с агрессивно настроенными гражданами, с которыми охранникам и контролерам приходиться встречаться ежедневно.


Одновременно были изменены программы инструктажей с учетом уровня образования и интеллектуального уровня принимаемых работников. Текст вводного инструктажа изложили в простых выражениях. В программу включили наглядные описания несчастных случаев, чтобы усилить ассоциативное воздействие на работников.


Чтобы слушатели не успели утомиться и потерять концентрацию, доклад специалиста по охране труда был выстроен так, чтобы он длился 5–7 минут. Вводный инструктаж специалист по охране труда всегда заканчивал словами: «Берегите себя». Эта фраза и фактическое, а не формальное проведение инструктажа часто вызывали удивление.


Организация первичного инструктажа на рабочем месте также претерпела изменения. Напомним, что сотрудники были разбросаны более чем по 200 объектам. По этой причине контролировать проведение инструктажа старшими смен было сложно.


Выйти из ситуации помогло то, что рабочие места были типовыми. Отличало их только расстояние от центра Москвы, массовость пассажиров на той или иной платформе. Поэтому первичный инструктаж решено было проводить силами заместителя начальника службы охраны как хорошо знающего непосредственные места работы.


Доклад об особенностях работы на усредненном рабочем месте составлял пять минут. В инструктаж по охране труда была включена информация по пожарной и электробезопасности, а также о приемах оказания первой помощи.


И вместе с журналами инструктажей по вводному инструктажу и первичному инструктажу заполнялись также журналы по пожарной безопасности и по присвоению I группы электробезопасности.


Организация инструктажа при большой текучести кадров


Большая текучка приводила к неразберихе в процессе оформления сотрудников на работу. После оформления трудового договора кадровики отправляли работников в отдел охраны труда, и, хотя отдел располагался напротив, работники путались, заходили не туда. Большое количество людей постоянно заходило и выходило из отдела охраны труда, создавая трудности в выполнении своих обязанностей остальным сотрудникам этого отдела.


Сотрудник, проводивший инструктаж, записывал в журнал инструктажа данные работников с их слов. Поэтому происходили многочисленные ошибки. Приходилось уточнять сведения у кадровиков.


Каждый раз вновь принимаемые работники спрашивали, куда идти дальше. Приходилось объяснять последующий процесс оформления. Иногда новички, минуя инструктаж по охране труда, сразу шли получать форму и отправлялись на объект.


Изменения в процедуре трудоустройства


Поэтому решено было применить поточный метод организации инструктажей.

В программе 1С, которой пользовались кадровики, был сформирован особый документ: направление на работу (далее – Направление). В него включили сведения о работнике: Ф. И.О., год рождения, подразделение. В нем также была указана последовательность действий работника при трудоустройстве: какие подразделения и в каком порядке нужно пройти. Первой строчкой значился отдел охраны труда, а последним – хозяйственный отдел, где работник получал форменную одежду. Посещение последующего подразделения было возможно только после того, как будет стоять подпись сотрудника из предыдущего подразделения.

Направление выдавали работнику сразу после оформления трудового договора в отделе кадров. Таким образом, исключался выход на работу работника без прохождения нужных формальностей, в том числе инструктажа по охране труда.


Изменения в процедуре проведения инструктажей


Чтобы справиться с массовым потоком, было принято решение проводить групповые, а не индивидуальные инструктажи. Оно было обусловлено тем, что профессии охранников и контролеров однородные, работа у них схожая. Инструкции по охране труда и программы инструктажей были оформлены как отдельные нормативные акты, но устный инструктаж объединил в себе сведения для обеих профессий.


Работников собирали в фойе, а не в кабинете охраны труда, где расставили столы, стулья, провели радиоточку. Там был оборудован стенд по охране труда, где в виде комиксов рассказаны требования охраны труда. Работники в ожидании инструктажа знакомились с содержанием стенда, получая дополнительную информацию по охране труда.


Специалист по охране труда выходил в фойе в дни перевахтовки каждые 30 минут, а в обычные дни – каждый час. Собирал у них Направления, уходил в кабинет, переписывал информацию в журналы инструктажей. Теперь не было необходимости опрашивать рабочих и уточнять каждый раз данные в отделе кадров. После этого специалист по охране труда приглашал заместителя начальника службы охраны. Они вдвоем проводили инструктаж по теме вводного инструктажа и одновременно первичного инструктажа на рабочем месте. Работники обычно вели себя активно, задавали вопросы, ведь они были среди таких же рабочих.


В конце инструктажа работникам выдавались краткие памятки карманного размера. В них были кратко изложены правила охраны труда и должностные обязанности, контактные телефоны в экстренных случаях и т. д. Эти памятки были разработаны рабочей комиссией и напечатаны типографским способом. Основные требования были указаны кратко и схематично в виде лозунгов и указаний: «Переходи железные пути только по переходу», «Пассажир начинает драку – Вызови полицию» и т. д.


Если работник приходил в хозяйственный отдел без подписи в Направлении сотрудника отдела охраны труда, его направляли назад.


Проведение инструктажей было внесено в регламент приема работников на работу. Журналы инструктажей хранились в отделе охраны труда.


Проводим обучение и проверку знаний для большого количества работников

Следующим этапом была организация обучения и проверки знаний охраны труда. В первую очередь старшие смен, руководители отделов и отделений были направлены в специализированный центр для обучения по охране труда.


Выбранная по конкурсу обучающая компания направила своих преподавателей в расположение организации. Сотрудники проходили обучение в первой половине дня, а во второй половине они выполняли свои служебные обязанности. После обучения пригласили государственного инспектора труда для участия в приемке экзамена. Были оформлены протоколы и выданы удостоверения по проверке знаний требований охраны труда.



Специалист по охране труда совместно с заместителем начальника службы охраны разработали программу такого обучения. Для освоения программы линейными руководителями специалист по охране труда провел обучающие семинары. А так как в этой категории работников также присутствовала определенная текучесть, решено было проводить такие обучающие семинары один раз в месяц.


Теперь старшие смены и начальники отделений могли обучать требованиям охраны труда и своих подчиненных охранников, и контролеров. Обучение проводилось непосредственно на рабочих местах, так как данные руководители по своим служебным обязанностям ежедневно посещали объекты и посты охраны.


Обучение проходило в течение первой вахты в период испытательного срока. У тех, кто не уволился по его окончании, проводилась проверка знаний (в течение первой недели увольнялось до 15 процентов сотрудников).


Чтобы провести проверку знаний, потребовалось создать мобильные комиссии. Дело в том, что охранников и контролеров нельзя было пригласить в рабочее время в офис для проверки знаний, ведь отсутствие работников на постах вызвало бы большие штрафы со стороны заказчика. Поэтому в каждом подразделении была организована своя комиссия по проверке знаний правил охраны труда из трех человек. В нее входили старшие смен, начальники отделений.


В каждой комиссии был назначен председатель (как правило, начальник отделения), который получал от специалиста по охране труда распечатки всех работников, отработавших 13 дней после приема. В предпоследний день вахты, то есть на 14-й день работы, комиссия объезжала все объекты с бланком протокола. Работники опрашивались по опросному листу, подготовленному специалистом по охране труда. Сотрудники расписывались в протоколах проверки знаний. Также поступали со следующей вахтой в следующие 15 дней месяца. Таким образом, комиссии были заняты только два дня в месяц. В другое время они выполняли другие должностные обязанности.


По результату обучения выдавались удостоверения. Поскольку обязательное использование специальных обложек не предусмотрено, документы оформлялись на простых листках по форме, предусмотренной Приложением № 2 к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Форма удостоверения была прикреплена к программе 1С. Сведения о работнике вносились в удостоверение автоматически. Специалисту по охране труда оставалось только распечатать, собрать подписи председателей комиссий, поставить печати.


В таком же порядке была организована периодическая проверка знаний. В программе 1С был настроен специальный отчет, который содержал информацию о работниках, принятых полгода назад и не уволенных до настоящей даты. Причем работники сортировались по подразделениям, в которых они работают. Выгрузив отчет из программы 1С, специалист по охране труда формировал протокол проверки знаний по подразделениям. Потом он передавал протоколы председателям комиссий и напоминал им о необходимости провести очередную проверку знаний в соответствии с описанным выше сценарием.


Процесс обучения и проверки знаний был зафиксирован в специальном регламенте компании и доведен до сведения всех заинтересованных лиц. Документация по обучению (договоры, протоколы, удостоверения) хранились в отдельных папках.


Ответы на ваши вопросы


Для каких работников нужно разрабатывать инструкции по охране труда?

Нужно ли разрабатывать инструкции по охране труда для директора, юриста, бухгалтера и т. п. или только для рабочих профессий?
Натали ДМИТРУК (Екатеринбург)


Инструкции по охране труда нужно разрабатывать для всех работников, которые у вас трудятся. В том числе для руководителя организации. Это входит в обязанность работодателя (ст. 212 ТК РФ). Он обязан обеспечить безопасные условия труда для всех сотрудников и обучить их правилам охраны труда независимо от должности.


Когда не назначается ответственный за электрохозяйство?

В каком случае ответственный за электрохозяйство не назначается?
Екатерина ИВАНОВА (Севастополь)


Ответственный за электрохозяйство назначается во всех случаях, когда работодатель эксплуатирует электроустановки. Под ними понимается совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии (преамбула к Правилам эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г . № 6). К электроустановке может быть отнесена, например, серверная, которая имеется в большинстве организаций.

Если организация не ведет производственной деятельности, ответственным может быть назначен руководитель организации. Для этого он должен направить в Ростехнадзор заявление-обязательство (приказ Минэнерго России от 13 января 2003 г . № 6). При этом проверка знаний руководителя, а значит, его обучение и присвоение группы безопасности не проводится.


Кого из рабочих нужно отправить в учебный центр для обучения правилам охраны труда при работе на высоте?

Обязательно ли обучать в учебном центре рабочих следующих профессий: плотник, электромонтер, слесарь по ремонту оборудования, наладчик КИПиА, работающих на высоте с применением инвентарных лесов и подмостей, лестниц и стремянок?
Елена ДЕЕВА (Скопин)


Первоначальное обучение правилам охраны труда при работе на высоте придется провести для всех работников. Обучение правилам заканчивается экзаменом, который принимает комиссия. А сформировать ее может только учебное заведение (п. 13 Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 155н).

Проверку знаний может проводить комиссия работодателя.


Запомните главное:
1 Чтобы реализовать требования по проведению инструктажей по охране труда в условиях непрерывного потока принимаемых сотрудников, работодателю придется провести ряд организационных мероприятий. Например, изменить программы инструктажей.

2 Для полноценного проведения инструктажа, возможно, потребуется пересмотреть процедуру трудоустройства сотрудников.

3 Хороший способ помочь работникам с освоением правил охраны труда – подготовка и раздача кратких карманных памяток. В них правила изложены емкими, запоминающимися фразами типа: «Переходи железные пути только по переходу».

4 Для обучения работников можно создать несколько мобильных комиссий по охране труда, которые будут проводить обучение два раза в месяц или по необходимости.


Юлия ЖИЖЕРИНА, юрист компании «Пепеляев Групп» (Москва)


Источник: e.otruda.ru

Нет комментариев

Добавить комментарий