Новости охраны труда

Спецоценка в школе: какие особенности существуют?

Как выявляют вредные факторы в школе?
Какие особенности спецоценки имеются в школах?

Какие вредные факторы характерны для образовательных учреждений?


Как выявляют вредные факторы в школе

Образовательные учреждения бывают разных видов, такие как общеобразовательные, технические, высшие образовательные учреждения и т. п. Специальная оценка условий труда преподавателей, так же как и других рабочих мест, проводится один раз в пять лет. Как правило, условия труда в образовательных учреждениях не являются сложными и оцениваются на уровне офисных рабочих мест.


Эксперт, проводящий спецоценку, вначале идентифицирует вредные и опасные факторы. Их выявление происходит на основе изучения предоставленных работодателем:

  • технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое на рабочих местах конкретных работников;
  • технологической документации, характеристик технологического процесса;
  • должностных инструкций и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
  • проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
  • характеристик применяемых в производстве веществ, материалов, сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
  • деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
  • результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Если экспертом вредные факторы не идентифицированы, условия труда признаются допустимыми. При этом исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. На такие рабочие места оформляется декларация соответствия. Если же вредные и (или) опасные производственные факторы идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов.


Процедура идентификации не предполагает измерений. Но и не запрещает эксперту, если тот сочтет нужным, провести какие-либо выборочные измерения. Их результаты не войдут в отчет о проведении спецоценки.


В ходе идентификации эксперт вправе самостоятельно предложить комиссии по спецоценке совокупность факторов производственной среды, которые могут быть измерены. При этом те же самые факторы могут замеряться в рамках производственного контроля, несмотря на то, что они уже измерялись в процессе спецоценки.


Какие особенности спецоценки имеются в школах

В ходе спецоценки в общеобразовательных учреждениях рассматриваются и измеряются параметры гигиенических условий труда, степень сложности и напряженности трудового процесса, уровень освещенности рабочего места.


В группу рабочих мест, наиболее подверженных вредным воздействиям, входят кабинеты химии, физики, информатики, биологии, физической культуры, столовой и кабинет директора. Эти помещения являются наиболее сложными объектами при проведении спецоценки, так как в них используется большое количество оборудования, применяемого для выполнения технических процессов.


Одна из особенностей спецоценки в школах заключается в том, что не все работники, которые там трудятся, состоят в штате заведения. Например, медсестра является сотрудником поликлиники. И проводить спецоценку ее рабочего места должна не школа, а поликлиника. Кроме того, не проводится обследование мест учащихся, так как они тоже не являются работниками школы.


Перед началом проведения спецоценки важно правильно определить аналогичные рабочие места (ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Это снизит финансовую нагрузку на бюджет учреждения. Аналогичными могут считаться рабочие места учителей, если сотрудники выполняют одинаковый функционал и работают в аналогичных условиях.


Предупреждает:
Алексей СУТЯГИН,
главный редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Количество вредных и опасных факторов, по которым проводится спецоценка, значительно сокращено по сравнению с перечнем, который использовался при аттестации рабочих мест. Особенно это касается тяжести трудового процесса. Поэтому после спецоценки многие преподаватели лишатся льгот за вредные условия труда, хотя фактически эти условия не изменились. Однако работодатель должен будет и дальше предоставлять льготы, если они установлены коллективным договором.


Нельзя считать, что все рабочие места учителей являются аналогичными. Например: учителя начальных классов и учителя физики. Первые проводят свои уроки в одном блоке школы, а вторые – в других, строго определенных классах. Данные рабочие места не могут являться аналогичными, так как учителя работают в разных условиях.


Кроме того, ввиду уникальности какого-либо предмета (химия, физика, биология, труд) его преподавание в других кабинетах невозможно или сильно затруднено. Эти кабинеты оснащаются специфическим оборудованием, и данные рабочие места не могут считаться аналогичными.


Но с другими учителями ситуация иная. Например: шесть преподавателей русского языка работают в школе. У каждого есть свои кабинеты или один на двух-трех преподавателей. Также они могут заменять друг друга и находиться в других кабинетах русского языка. Такие места считаются аналогичными, поэтому будет проведен замер только двух рабочих мест. Кроме того, замеры проводятся и в учительской.


Если в школе имеется столовая, ее сотрудники могут входить в штат школы. Поэтому нужно провести спецоценку и на их рабочих местах. При этом четыре повара могут быть объединены в одну профессию. И на кухне они могут везде заменять друг друга. В этом случае рабочие места также будут аналогичными.


Какие вредные факторы характерны для образовательных учреждений

В ходе спецоценки труда в общеобразовательных учреждениях рассматриваются и измеряются параметры гигиенических условий труда, степень сложности и напряженности трудового процесса, уровень освещенности рабочего места.


Обратите внимание, что теперь не оцениваются:

  • естественное освещение;
  • яркость;
  • коэффициент пульсации освещенности.

Причем прямая блесткость и отраженная блесткость оцениваются, но класс условий труда можно определить только по параметру «освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении». Значение освещенности рабочей поверхности установлено СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03«Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 34.


Электромагнитные поля от ПЭВМ в рамках проведения СОУТ не идентифицируются как вредный и (или) опасный фактор и не измеряются. Однако это не отменяет возможность провести такие замеры в процессе производственного контроля.


Измерения ионизирующего излучения и химического фактора также проводиться не будут. Но это можно сделать во время производственного контроля.


Тяжесть трудового процесса измеряется только на рабочих местах, на которых работники выполняют обусловленные технологическим процессом (трудовой функцией) работы по поднятию и переноске грузов вручную, работы в вынужденном положении или положении стоя, при перемещении в пространстве. Поскольку у учителя присутствует работа стоя, то данный фактор оценивается.


Напряженность трудового процесса измеряется и оценивается:

  • при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов;
  • производственных процессов конвейерного типа;
  • на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования;
  • при управлении транспортными средствами.

Количество параметров напряженности в Классификаторе вредных и опасных производственных факторов значительно сокращено по сравнению с Руководством Р 2.2.2006-05. И фактор напряженности из трудового процесса преподавателей исключили.


Ответы на ваши вопросы

Нужна ли стажировка на рабочем месте?

На рабочих местах Испытательного центра не установлено вредных условий труда. Однако его работники вынуждены выезжать на испытания различных объектов повышенной опасности. Необходимо ли проводить в этом случае стажировку?
Дмитрий БЕКИРОВ (Новочеркасск)


Нет, не нужно. Стажировка проводится только в тех случаях, когда работник трудится во вредных или опасных условиях труда. Если спецоценкой такие условия не подтверждены, то ее проводить не нужно.


Как определить факторы для проведения производственного контроля?

Кто определяет, какие факторы должны быть исследованы при проведении производственного контроля? Роспотребнадзор постоянно указывает на их недостаточность и штрафует за это, а все факторы исследовать не реально.
Сергей НОВИКОВ (Саратов)


Производственный контроль проводится на основании программы, которую разрабатывает работодатель. Ранее ее нужно было согласовывать с Роспотребнадзором. Сейчас согласование заменили консультациями. Если работодатель не может самостоятельно определить, какие факторы нужно оценить, он может заключить договор с Роспотребнадзором. Его специалисты подготовят необходимый документ. 


Обязательно ли психиатрическое освидетельствование при трудоустройстве машиниста бульдозера?

Обязательно ли проходить психиатрическое освидетельствование при устройстве вновь принятому работнику (машинисту бульдозера) для работы в условиях повышенной опасности или будет достаточно данному работнику проходить это освидетельствование не реже одного раза в 5 лет?
Николай ЕРМОЛАЕВ (Красноярск)


Работникам, которые выполняют работы, связанные с источниками повышенной опасности, психиатрическое освидетельствование при трудоустройстве обязательно. В дальнейшем работник должен проходить его не реже одного раза в пять лет (постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695, постановление Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377).

Самые необходимые нормативные акты

Документ

Поможет вам

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ

Уточнить порядок проведения спецоценки

Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33

Выяснить, по какой методике проводится спецоценка

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03

Узнать, какие параметры установлены для освещенности рабочих мест


Запомните главное:

1 Как правило, условия труда в образовательных учреждениях не являются сложными и оцениваются на уровне офисных рабочих мест.

2 Процедура идентификации не предполагает измерений. Но и не запрещает эксперту, если тот сочтет нужным, провести какие-либо выборочные измерения. Их результаты не войдут в отчет о проведении спецоценки.

3 В группу рабочих мест, наиболее подверженных вредным воздействиям, входят кабинеты химии, физики, информатики, биологии, физической культуры, столовой и кабинет директора.

4 Нельзя считать, что все рабочие места учителей являются аналогичными. Например, учителя начальных классов проводят свои уроки в одном блоке школы, а учителя физики – в других, строго определенных классах.

5 В ходе спецоценки рабочих мест преподавателей не измеряются электромагнитные излучения ЭВМ, ионизирующее излучение, химические факторы, напряженность трудового процесса.


Олег КОНОВАЛОВ, генеральный директор ООО «Юридическое сопровождение трудовых отношений» (Москва)


Источник: e.otruda.ru



Нет комментариев

Добавить комментарий