Новости охраны труда

Медицинские осмотры и освидетельствования водителей: в чем разница между профессионалами и любителями

Какие нормативные акты регулируют порядок освидетельствования и медосмотра?
Как проходят освидетельствование автолюбители?
Как проходят осмотры водители-профессионалы?


Лица, управляющие транспортными средствами в России, подразделяются на две категории:

  • автолюбители (управляющие личным автотранспортом);
  • профессионалы (работающие в должности водителя или привлеченные работодателем к работе по управлению транспортным средством, в том числе личным).

И те и другие встречаются в организациях и у предпринимателей.

Поэтому работодателю важно знать, кому из них необходимо проходить освидетельствование и в каком порядке.


Какие нормативные акты регулируют порядок освидетельствования и медосмотра


Для обеих категорий водителей предусматривается обязательное медицинское освидетельствование (осмотр). Цель освидетельствования – выявить заболевание (состояние), которое противопоказано при управлении автомобилем.

Однако изменения нормативных актов, регулирующих эти процедуры, вызывают сложности среди специалистов по охране труда, водителей, медицинских работников и других специалистов.


Чтобы правильно понять смысл происходящих процессов, необходимо проследить историю последних изменений в правилах медицинского освидетельствования (осмотра) водителей транспортных средств.


Порядок освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством с 1989 до 2010 года определялся приказом Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. № 555. Им же был установлен объем исследований, частота, медицинские противопоказания, форма медицинского заключения.


Объем исследований был единый для обеих групп, медицинские противопоказания в целом также были общие, кроме отдельных заболеваний (заболевания органа зрения, сердечно-сосудистые заболевания и др.). Но для автолюбителей и профессионалов были предусмотрены разные формы медицинских заключений.


В 2010 году в дополнение к действующему регламенту был утвержден приказ Минздравсоцразвития России от 28 сентября 2010 г. № 831н, который определил для автолюбителей новый единый образец медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами. Объем исследований, частота и медицинские противопоказания оставались неизменными.


С 1 января 2012 года приказ Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 сменил приказМинздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. В период с 1 января 2012 года по 16 января 2015 года регламент медицинского освидетельствования как для автолюбителей, так и для профессионалов определялся указанным документом. Им же регулировался объем исследований, частота, медицинские противопоказания, форма медицинского заключения для профессионалов.


Форма медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами для автолюбителей в этот период оставалась неизменной (установлена приказом Минздравсоцразвития России от 28 сентября 2010 г. № 831н).

Требования (медицинские противопоказания) к состоянию здоровья автолюбителей и профессионалов были идентичными.

Очередные изменения произошли 31 марта 2015 года в связи с принятием поправок в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».


Рассмотрим более подробно сложившиеся в настоящий момент правила медицинских осмотров автолюбителей и профессионалов.


Как проходят освидетельствование автолюбители


В данную группу входят кандидаты в водители (граждане, желающие получить водительское удостоверение) и водители (граждане, уже имеющие водительское удостоверение), но не работающие в должности водителя.


Автолюбители проходят освидетельствование за свой счет. В настоящий момент перечень медицинских противопоказаний, показаний и ограничений утвержден постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604.


Форма медицинского заключения определена приказом Минздравсоцразвития России от 28 сентября 2010 г. № 831н.


А порядок проведения медицинского освидетельствования водителей, в том числе объем обследования, отражены только в приказе Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.


Медицинские противопоказания


В ходе освидетельствования могут быть выявлены: медицинские противопоказания, ограничения и показания.


Медицинскими противопоказаниями для водителей являются заболевания (состояния), при которых нельзя управлять транспортным средством любой категории.

Под медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством понимаются заболевания (состояния), при которых нельзя управлять транспортным средством какой-то конкретной категории.


Медицинскими показаниями к управлению транспортным средством называют заболевания (состояния), при наличии которых управлять транспортным средством можно, если водитель использует специальные приспособления, медицинские изделия и др. Они позволяют скорректировать (компенсировать) имеющиеся нарушения здоровья.


Требования к состоянию здоровья автолюбителей с выходом нового перечня медицинских противопоказаний, показаний и ограничений стали значительно менее жесткими по сравнению с требованиями, применяемыми к профессионалам. Например, для профессионалов (кроме категории А1) любые нарушения цветоощущения являются медицинскими противопоказаниями. Для «автолюбителей» же медицинским противопоказанием будет только полная цветовая слепота (ахроматопсия).


Объем обследований


На практике порой необоснованно считают, что объем обследований для автолюбителей определяется приказом Минздравсоцразвития России от 28 сентября 2010 г. № 831н. Однако данный документ с момента утверждения и по настоящее время регламентировал только форму медицинского заключения, в которую заносятся результаты медицинского освидетельствования автолюбителя. Он никогда не содержал положений, определяющих порядок и объем медицинского освидетельствования. Такое мнение автоматически создает предпосылки для ошибочных заключений о том, что в период с 1 января 2012 года по 16 января 2015 года медицинских противопоказаний для автолюбителей не существовало вовсе.


Автолюбителям часто приходится сталкиваться с вопросом – обязательно ли им проходить ЭЭГ (электроэнцефалограмму)? Несмотря на то что перечнем медицинских противопоказаний предусмотрено заболевание эпилепсия, приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н не предусматривает обязательного проведения ЭЭГ.

В ряде случаев необходимость ЭЭГ пытаются обосновать постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377. Однако данный документ по своей сути и с момента своего утверждения участвует только в определении правил проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников, в том числе водителей-профессионалов. А положений, касающихся автолюбителей, не содержит.


Кроме того, объем обследований при проведении обязательного медицинского освидетельствования для автолюбителей может быть определен только Минздравом России, но не Правительством РФ (Этот вывод вытекает из Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и постановления Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608).


Кто проводит освидетельствование


Обязательное медицинское освидетельствование автолюбителей может проводить медицинская организация любой формы собственности. Однако для обследования врачом-психиатром и врачом психиатром-наркологом придется обратиться в государственные или муниципальные специализированные психиатрические и наркологические больницы либо центры по месту жительства или по месту пребывания водителя (кандидата в водители) (Приказ Минздрава России от 6 августа 2013 г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций», например наркологические и психиатрические диспансеры.

Обратите внимание:

  • наркологические и психиатрические диспансеры, являющиеся самостоятельным юридическим лицом, не обладают статусом специализированной медицинской организации;
  • результаты осмотра врачей-психиатров и врачей психиатров-наркологов частных медицинских организаций также не принимаются.
Периодичность освидетельствований


В настоящий момент предусмотрено четыре ситуации, когда это необходимо:

  • перед получением водительского удостоверения (кандидаты в водители транспортных средств);
  • в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия;
  • в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами;
  • внеочередное освидетельствование.


Внеочередное освидетельствование автолюбителя проводится, если в процессе освидетельствования водителя в статусе профессионала (периодический осмотр) выявлены:

  • предусмотренные для любителей медицинские противопоказания;
  • ранее не обнаруженные медицинские показания или ограничения к управлению транспортными средствами (Приказ Минздрава России от 15 июня 2015 г. № 342н).
Как проходят осмотры водители-профессионалы


В данную группу входят граждане, работающие в должности водителя, либо лица, привлеченные работодателем к управлению транспортным средством, в том числе личным.

Профессионалы проходят за счет средств работодателя:

  • обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года) медосмотры;
  • предрейсовые, послерейсовые медосмотры;
  • обязательное психиатрическое освидетельствование.

В настоящий момент:

  • порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, включая перечень медицинских противопоказаний к данному виду работ и форму медицинского заключения, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н;
  • порядок проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н;
  • порядок обязательного психиатрического освидетельствования регламентированпостановлениями Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 и от 23 сентября 2002 г. № 695.

Обязательные предварительные (периодические) медицинские осмотры водителей-профессионалов могут проводиться медицинскими организациями любой формы собственности, в том числе осмотры врача-психиатра и врача психиатра-нарколога.


Таким образом, объем обследований для профессионалов и автолюбителей в настоящий момент идентичен.


Медицинское заключение по результатам обязательного предварительного (периодического) медицинского осмотра изготавливается в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшей его медицинской организации. Второй выдается водителю для представления работодателю, где и хранится.


Если в ходе периодического медосмотра водителя-профессионала возникли подозрения на ранее не обнаруженное противопоказание (показание, ограничение), врачебная комиссия обязана:

  • принять решение о приостановлении действия медзаключения (далее – водительская справка) данного водителя, которое он получал как автолюбитель, на период обследования и лечения;
  • направить извещение о вышеуказанном решении в ГИБДД;
  • выдать направление на обследование и лечение в медицинскую организацию.

Если во время обследования подтвердится, что у водителя имеется ранее не обнаруженное противопоказание (показание, ограничение), медицинская организация направляет его на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование в специализированную врачебную комиссию для автолюбителей. Комиссия должна:

  • принять решение об аннулировании его водительской справки;
  • направить извещение о вышеуказанном решении в органы ГИБДД;
  • оформить новую водительскую справку в соответствии с состоянием здоровья.

Если возникшие подозрения не подтвердятся, комиссия принимает решение о продолжении действия водительской справки. Извещение об этом направляют в ГИБДД.


Ответы на ваши вопросы


Нужно ли проходить предрейсовый медосмотр водителям скорой помощи?

Водителей скорой помощи в приемном покое заставляют проходить медосмотр и обязательно требуют дуть в алкотестер. Правильно ли это?
Иван КИЗИЛОВ (п. Ванино, Хабаровский край)


Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Скорая медицинская помощь относится к оперативным службам, поэтому водителям скорой помощи нет необходимости перед каждым выездом на вызов в течение смены проходить предрейсовый осмотр. Однако, заступая на дежурство, водитель скорой помощи обязан пройти предсменный осмотр в объеме, предусмотренном приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н. У каждого работника, проходящего предсменный осмотр, проводят количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе.


Как убедить кладовщика выдать новые СИЗ?

Часто бывает, что спецобувь пришла в негодность, руководитель сделал заказ на их покупку, снабженцы купили, а кладовщик со склада ничего не выдает, так как периодичность выдачи якобы нарушается. Как заставить кладовщика выдать закупленные средства?
Екатерина МИНАКОВА (Орел)


Если СИЗ испорчены по независящим от работников причинам, работодатель выдает им другие, исправные СИЗ. Работодатель обеспечивает замену или ремонт СИЗ, пришедших в негодность до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работника (п. 25 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н)).

Пришедшие в негодность СИЗ нужно списать с составлением акта. Его рекомендуемая форма приведена в СанПиН 2.2.8.46-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 октября 2003 г. № 157.


Как определить необходимость медосмотра?

Следует ли проходить медосмотр ночному/суточному механику, дежурному. Один раз в год или один раз в два года, если не проводилась спецоценка?
Владимир ХОХЛОВ (Москва)


Необходимость проходить медосмотр определяется видом работ или вредными факторами на рабочем месте. Наличие вредных факторов устанавливают в процессе проведения спецоценки. Если работодатель не знает, имеются ли вредные факторы, можно сопоставить виды работ с Перечнем, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.


                                               Самые необходимые нормативные акты


Документ

Поможет вам

Приказ Минздравсоцразвития России от 28 сентября 2010 г. № 831н

Выяснить, какая форма справки оформляется автолюбителю

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Уточнить, какой порядок прохождения медосмотра установлен для водителей

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604

Узнать, какой перечень медицинских противопоказаний установлен для водителей

Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377

Определить, в каких случаях нужно проходить ЭЭГ


Запомните главное:


1 Автолюбители и водители-профессионалы проходят различные виды медицинского освидетельствования с разными источниками финансирования, получают по их результатам различные медицинские заключения.

2 Для автолюбителей установлены менее жесткие требования к состоянию здоровья, чем к профессионалам. Однако обязательный объем обследования для обеих групп идентичен.

3 Медицинские осмотры профессионалов могут быть проведены медицинскими организациями любой формы собственности.

4 Медицинское освидетельствование автолюбителей может быть проведено только с участием врача-психиатра и врача психиатра-нарколога специализированной медицинской организации государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо по месту пребывания водителя.


Андрей КРЕТОВ, эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва)


Источник: e.otruda.ru

Нет комментариев

Добавить комментарий