Несмотря на то что Законопроектом предлагается изложить раздел X "Охрана труда" ТК РФ в новой редакции, основные положения об обязанностях работодателя и работника, праве работников на безопасный труд, установленные в кодексе в настоящее время, кардинальных изменений не претерпевают, отметил Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж в ходе так называемого "нулевого чтения" Законопроекта, состоявшегося вчера в ОП РФ.
Тем не менее предлагается дополнить ТК РФ главой, посвященной управлению охраной труда работодателем. В ней, в частности, будет установлена обязанность работодателя проводить оценку и анализ состояния условий и охраны труда и на основе полученных результатов разрабатывать и утверждать отдельный локальный нормативный акт – политику в области охраны труда. В этом акте должны быть указаны основные направления деятельности работодателя и принимаемые им конкретные меры по обеспечению охраны труда. Также, по мнению Минтруда России, необходимо определить возможные формы и методы самоконтроля работодателя за условиями труда. Как сообщила заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда Роструда Людмила Коваль, ведомство уже разрабатывает формы соответствующих проверочных листов.
Некоторые эксперты считают, что принятие указанных норм очень сильно увеличит организационную нагрузку на работодателей, поскольку к тем документам и локальным нормативным актам, которые они утверждают в настоящее время, добавится политика по охране труда и документы,связанные с институтом самоконтроля. При этом четкого определения, что собой представляют эти акты, в Законопроекте нет, отметила главный эксперт Юридического департамента ТПП РФ Лариса Макарова.
В качестве наиболее интересного предложения, касающегося государственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, можно назвать положение Законопроекта об обязанности государственных инспекторов труда выдавать в случае выявления нарушений в деятельности работодателя обязательных для исполнения предписаний, до истечения срока которых работодатель не может быть привлечен к административной ответственности. Это правило не будет распространяться на нарушения, связанные с причинением или угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, а также на нарушения сроков оплаты труда и нарушения при оформлении трудовых отношений.
Что касается работников, то в их отношении также предлагается ввести нормы, вызвавшие дискуссии между экспертами. Так, одно из самых спорных положений Законопроекта – о заключении срочных договоров с лицами, впервые принимаемыми на работу с вредными условиями труда 3 или 4 степени либо опасными условиями труда (степень вредности и опасности устанавливается по результатам проведения специальной оценки условий труда), при условии, что такие работы не противопоказаны им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом правило о том, что срочный договор становится заключенным на неопределенный срок в случае, когда ни одна из сторон по истечении срока действия договора не потребовала его расторжения (ч. 4 ст. 58 ТК РФ), не будет распространяться на договоры, заключенные в связи с работой во вредных или опасных условиях труда. В то же время истечение срока такого договора предлагается сделать основанием для обязательного перевода работника на другую работу с оптимальными или допустимыми условиями труда. Все вышеперечисленное, по мнению многих экспертов, может привести к тому, что у работников просто не будет возможности получить стаж, необходимый для выплаты, например, льготной пенсии. Другие же эксперты, напротив, считают, что срочные трудовые договоры помогут сохранить здоровье работников. "Если мы заведомо знаем, что риски профессионального заболевания появляются после 10 лет определенной работы, то целесообразно вывести человека из этих условий через 10 лет", – уверен исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России" Алексей Окуньков.
Кроме поправок в ТК РФ, Законопроект предусматривает внесение изменений и в другие законы. В частности, предлагается ряд поправок в Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон № 52-ФЗ), и Роспотребнадзор эти изменения не одобряет. Одно из них – исключение условий труда из факторов среды обитания. "У нас абсолютно все международное законодательство, затрагивающее вопросы труда, говорит о том, что условия труда – это часть социальных факторов, которые входят в состав среды обитания человека. Исключать их совершенно неправильно, ведь мы как минимум 50% времени проводим на работе", – подчеркнул заместитель начальника Управления санитарного надзора Роспотребнадзора Андрей Гуськов. По словам Валерия Коржа, это предложение отражает основную идею Минтруда России – по максимуму урегулировать вопросы, касающиеся охраны труда, непосредственно ТК РФ. А действие Закона № 52-ФЗ должно распространяться на граждан во вне рабочее время, заявил он.
Также изменения планируется внести и в Закон РФ от 2 июля 1992 года № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Предлагается наделить медицинских и иных работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, правом на сокращенную продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы. В настоящее время такое право предоставляется им за работу с вредными или опасными условиями труда, которые, напомним, определяются по результатам проведении спецоценки. Что подразумевается под особым характером работы и каким образом он будет устанавливаться, в Законопроекте не указано. Поэтому эксперты предлагают уточнить это положение и просчитать, к каким финансовым затратам работодателей такое изменение приведет.
В целом и представители профильных ведомств, и специалисты по охране труда, и общественники поддерживают инициативу Минтруда России о приведении в соответствие актов, так или иначе затрагивающих вопросы охраны труда, особенно во вредных и опасных условиях. В связи с этим они предлагают провести сравнительный анализ всех этих документов, выявить существующие противоречия, установить единую терминологию, понятную не только надзорным органам, но и работодателям, и работникам, и с учетом этого доработать Законопроект, который пока содержит очень много спорных положений и юридических неопределенностей.
Источник: ГАРАНТ.РУ
Нет комментариев
Добавить комментарий