Что изменилось | Как было | Как стало |
Появился способ расчета квоты для приема на работу инвалидов (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов») | Не было | Чтобы рассчитать квоту для приема инвалидов, в среднесписочную численность организации не включаются работники, занятые во вредных и опасных условиях труда |
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к тяжкому повреждению здоровья человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ) |
|
|
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти человека (ч. 2 ст. 143 УК РФ) |
|
|
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти двух и более человек (ч. 3 ст. 143 УК РФ) | Не было |
|
Появилось разъяснение, что такое требование охраны труда (примечание к ст. 143 УК РФ) | Не было | Требования охраны труда – нормы охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах России и субъектов федерации |
Установлено соответствие класса вредности на рабочем месте размеру дополнительного страхового тарифа (ч. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») | Не было | Зависимость размера дополнительного страхового тарифа от класса вредности на рабочем месте: Подкласс 4 – 8,0 %; 3.4 – 7,0 %; 3.3 – 6,0 %; 3.2 – 4,0 %; 3.1 – 2,0; 2 – 0,0 %; 1 – 0,0% |
Изменились правила назначения пенсии (п. 3 ст. 27 Федерального закона 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») | Пенсия по старости назначалась за половину стажа работы во вредных условиях | К прежнему правилу добавилось новое: период работы после 1 января 2013 года во вредных условиях будет зачтен в стаж для получения льготной пенсии, если в это время работодатель платил страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3Федерального закона от 24 июня 2009 г. № 212-ФЗ О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС» |
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях труда (абз. 5 ст. 92 ТК РФ) | Продолжительность работы во вредных условиях не может быть больше 36 часов | Продолжительность работы не может быть больше 36 часов, если условия труда соответствуют подклассам 3.3, 3.4 и 4 по результатам спецоценки |
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях конкретного работника (ч. вторая ст. 92 ТК РФ) | Не было | Продолжительность работы конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов спецоценки условий труда |
Увеличена продолжительность работы во вредных условиях до 40 часов с выплатой компенсации (ч. третья ст. 92 ТК РФ) | Не было | Продолжительность рабочего времени во вредных условиях может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю. Основанием служит отраслевое (межотраслевое) соглашение, коллективный договор, а также дополнительное соглашение к трудовому договору. Кроме того, работнику должна быть установлена денежная компенсация |
Изменились условия, определяющие продолжительность ежедневной работы во вредных условиях (ч. третья ст. 94 ТК РФ) | Коллективным договором можно увеличивать продолжительность ежедневной работы во вредных условиях, если еженедельная при этом не увеличится | Продолжительность ежедневной работы во вредных условиях можно увеличить, если это записано в отраслевом соглашении, коллективном договоре и трудовом договоре работника:
|
Изменился учетный период для суммированного учета рабочего времени во вредных условиях труда (ч. первая ст. 104 ТК РФ) | Учетный период при суммированном учете рабочего времени не может превышать 1 год | Учетный период при суммированном учете для работников, занятых во вредных условиях труда не может превышать 3 месяца, остальных работников – 1 год |
Изменились условия дополнительного отпуска за вредные условия труда (ст. 117 ТК РФ) | Дополнительный отпуск положен за работу во вредных условиях, установленных Списками1 и результатами аттестации рабочих мест. Минимальная продолжительность не менее 7 календарных дней установлена Правительством РФ | Дополнительный отпуск положен только за условия труда, относящиеся к классам вредности 3.2–3.4 и 4. Минимальная продолжительность – 7 календарных дней. Большая продолжительность отпуска устанавливается трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора и с учетом результатов спецоценки. Часть отпуска, превышающая 7 дней, может быть заменена денежной компенсацией на основании отраслевого соглашения и коллективного договора |
Появились требования к экспертам, которые будут проводить специальную оценку условий труда (ст. 351.3 ТК РФ) | Не было | Специальную оценку условий труда могут проводить аттестованные эксперты, имеющие сертификат на выполнение работ по спецоценке. Порядок их аттестации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. |
Введены повышенные коэффициенты, которые увеличивают базу для начисления страховых взносов в ПФР (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212–ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС России, ФОМС») | Не было | Ежегодно база для страховых тарифов в ПФР будет увеличиваться: в 2015 г. – 1,7; в 2016 – 1,8; в 2017 – 1,9; в 2018 – 2,0; в 2019 – 2,1; в 2020 – 2,2; в 2021 – 2,3 |
Введены новые размеры дополнительных тарифов в ПФР в зависимости от класса вредности условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС») | Не было | За работников, которым положена льготная пенсия за работу во вредных условиях, необходимо будет платить страховые взносы по новым тарифам, которые будут зависеть от класса вредности на рабочем месте: Подкласс 4 – 8,0 %; 3.4 – 7,0 %; 3.3 – 6,0 %; 3.2 – 4,0 %; 3.1 – 2,0; 2 – 0,0 %; 1 – 0,0%. Классы вредности должны быть установлены по результатам спецоценки |
Утратило силу определение «аттестация рабочих мест» (ст. 209 ТК РФ) | Аттестация рабочих мест – оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится, чтобы выявить вредные и опасные производственные факторы и провести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда | Утратило силу |
Больше не действует требование о том, что проекты строительства должны отвечать нормам охраны труда (ч. первая ст. 215 ТК РФ) | Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны отвечать требованиям охраны труда | Утратило силу |
Одна из целей, для которой проводилась государственная экспертиза условий труда, утратила силу (абз. 3 ч. второй ст. 216.1 ТК РФ) | Государственная экспертиза условий труда проводится, чтобы определить, соответствуют ли проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов требованиям охраны труда | Утратила силу |
Больше не действует запрет на строительство и реконструкцию без государственной экспертизы условий труда (ч. вторая ст. 215 ТК РФ) | Запрещено строительство, реконструкция и переоснащение технических объектов и внедрение новой техники и технологии без государственной экспертизы условий труда | Утратил силу |
Изменились основания, по которым работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам (п. 4 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») | Страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам, установленным пунктами 1 и 2настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом | Это положение утратило силу. Теперь не платить дополнительный страховой тариф можно только в том случае, если по результатам спецоценки условия труда признаны безопасными или допустимыми (1-й или 2-й класс) (п. 2.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании») |
Изменения, которые вступят в силу с 1 января 2015 г.
Что изменилось | Как было | Как стало |
Появился способ расчета квоты для приема на работу инвалидов (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов») | Не было | Чтобы рассчитать квоту для приема инвалидов, в среднесписочную численность организации не включаются работники, занятые во вредных и опасных условиях труда |
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к тяжкому повреждению здоровья человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ) |
|
|
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти человека (ч. 2 ст. 143 УК РФ) |
|
|
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти двух и более человек (ч. 3 ст. 143 УК РФ) | Не было |
|
Появилось разъяснение, что такое требование охраны труда (примечание к ст. 143 УК РФ) | Не было | Требования охраны труда – нормы охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах России и субъектов федерации |
Установлено соответствие класса вредности на рабочем месте размеру дополнительного страхового тарифа (ч. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») | Не было | Зависимость размера дополнительного страхового тарифа от класса вредности на рабочем месте: Подкласс 4 – 8,0 %; 3.4 – 7,0 %; 3.3 – 6,0 %; 3.2 – 4,0 %; 3.1 – 2,0; 2 – 0,0 %; 1 – 0,0% |
Изменились правила назначения пенсии (п. 3 ст. 27 Федерального закона 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») | Пенсия по старости назначалась за половину стажа работы во вредных условиях | К прежнему правилу добавилось новое: период работы после 1 января 2013 года во вредных условиях будет зачтен в стаж для получения льготной пенсии, если в это время работодатель платил страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3Федерального закона от 24 июня 2009 г. № 212-ФЗ О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС» |
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях труда (абз. 5 ст. 92 ТК РФ) | Продолжительность работы во вредных условиях не может быть больше 36 часов | Продолжительность работы не может быть больше 36 часов, если условия труда соответствуют подклассам 3.3, 3.4 и 4 по результатам спецоценки |
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях конкретного работника (ч. вторая ст. 92 ТК РФ) | Не было | Продолжительность работы конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов спецоценки условий труда |
Увеличена продолжительность работы во вредных условиях до 40 часов с выплатой компенсации (ч. третья ст. 92 ТК РФ) | Не было | Продолжительность рабочего времени во вредных условиях может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю. Основанием служит отраслевое (межотраслевое) соглашение, коллективный договор, а также дополнительное соглашение к трудовому договору. Кроме того, работнику должна быть установлена денежная компенсация |
Изменились условия, определяющие продолжительность ежедневной работы во вредных условиях (ч. третья ст. 94 ТК РФ) | Коллективным договором можно увеличивать продолжительность ежедневной работы во вредных условиях, если еженедельная при этом не увеличится | Продолжительность ежедневной работы во вредных условиях можно увеличить, если это записано в отраслевом соглашении, коллективном договоре и трудовом договоре работника:
|
Изменился учетный период для суммированного учета рабочего времени во вредных условиях труда (ч. первая ст. 104 ТК РФ) | Учетный период при суммированном учете рабочего времени не может превышать 1 год | Учетный период при суммированном учете для работников, занятых во вредных условиях труда не может превышать 3 месяца, остальных работников – 1 год |
Изменились условия дополнительного отпуска за вредные условия труда (ст. 117 ТК РФ) | Дополнительный отпуск положен за работу во вредных условиях, установленных Списками1 и результатами аттестации рабочих мест. Минимальная продолжительность не менее 7 календарных дней установлена Правительством РФ | Дополнительный отпуск положен только за условия труда, относящиеся к классам вредности 3.2–3.4 и 4. Минимальная продолжительность – 7 календарных дней. Большая продолжительность отпуска устанавливается трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора и с учетом результатов спецоценки. Часть отпуска, превышающая 7 дней, может быть заменена денежной компенсацией на основании отраслевого соглашения и коллективного договора |
Появились требования к экспертам, которые будут проводить специальную оценку условий труда (ст. 351.3 ТК РФ) | Не было | Специальную оценку условий труда могут проводить аттестованные эксперты, имеющие сертификат на выполнение работ по спецоценке. Порядок их аттестации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. |
Введены повышенные коэффициенты, которые увеличивают базу для начисления страховых взносов в ПФР (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212–ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС России, ФОМС») | Не было | Ежегодно база для страховых тарифов в ПФР будет увеличиваться: в 2015 г. – 1,7; в 2016 – 1,8; в 2017 – 1,9; в 2018 – 2,0; в 2019 – 2,1; в 2020 – 2,2; в 2021 – 2,3 |
Введены новые размеры дополнительных тарифов в ПФР в зависимости от класса вредности условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС») | Не было | За работников, которым положена льготная пенсия за работу во вредных условиях, необходимо будет платить страховые взносы по новым тарифам, которые будут зависеть от класса вредности на рабочем месте: Подкласс 4 – 8,0 %; 3.4 – 7,0 %; 3.3 – 6,0 %; 3.2 – 4,0 %; 3.1 – 2,0; 2 – 0,0 %; 1 – 0,0%. Классы вредности должны быть установлены по результатам спецоценки |
Утратило силу определение «аттестация рабочих мест» (ст. 209 ТК РФ) | Аттестация рабочих мест – оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится, чтобы выявить вредные и опасные производственные факторы и провести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда | Утратило силу |
Больше не действует требование о том, что проекты строительства должны отвечать нормам охраны труда (ч. первая ст. 215 ТК РФ) | Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны отвечать требованиям охраны труда | Утратило силу |
Одна из целей, для которой проводилась государственная экспертиза условий труда, утратила силу (абз. 3 ч. второй ст. 216.1 ТК РФ) | Государственная экспертиза условий труда проводится, чтобы определить, соответствуют ли проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов требованиям охраны труда | Утратила силу |
Больше не действует запрет на строительство и реконструкцию без государственной экспертизы условий труда (ч. вторая ст. 215 ТК РФ) | Запрещено строительство, реконструкция и переоснащение технических объектов и внедрение новой техники и технологии без государственной экспертизы условий труда | Утратил силу |
Изменились основания, по которым работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам (п. 4 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») | Страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам, установленным пунктами 1 и 2настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом | Это положение утратило силу. Теперь не платить дополнительный страховой тариф можно только в том случае, если по результатам спецоценки условия труда признаны безопасными или допустимыми (1-й или 2-й класс) (п. 2.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании») |
Новая ответственность за нарушения трудового законодательства и правил охраны труда, которая появится с 1 января 2015 г.
Что изменилось | Как было | Как стало |
Появился способ расчета квоты для приема на работу инвалидов (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов») | Не было | Чтобы рассчитать квоту для приема инвалидов, в среднесписочную численность организации не включаются работники, занятые во вредных и опасных условиях труда |
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к тяжкому повреждению здоровья человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ) |
|
|
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти человека (ч. 2 ст. 143 УК РФ) |
|
|
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти двух и более человек (ч. 3 ст. 143 УК РФ) | Не было |
|
Появилось разъяснение, что такое требование охраны труда (примечание к ст. 143 УК РФ) | Не было | Требования охраны труда – нормы охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах России и субъектов федерации |
Установлено соответствие класса вредности на рабочем месте размеру дополнительного страхового тарифа (ч. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») | Не было | Зависимость размера дополнительного страхового тарифа от класса вредности на рабочем месте: Подкласс 4 – 8,0 %; 3.4 – 7,0 %; 3.3 – 6,0 %; 3.2 – 4,0 %; 3.1 – 2,0; 2 – 0,0 %; 1 – 0,0% |
Изменились правила назначения пенсии (п. 3 ст. 27 Федерального закона 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») | Пенсия по старости назначалась за половину стажа работы во вредных условиях | К прежнему правилу добавилось новое: период работы после 1 января 2013 года во вредных условиях будет зачтен в стаж для получения льготной пенсии, если в это время работодатель платил страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3Федерального закона от 24 июня 2009 г. № 212-ФЗ О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС» |
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях труда (абз. 5 ст. 92 ТК РФ) | Продолжительность работы во вредных условиях не может быть больше 36 часов | Продолжительность работы не может быть больше 36 часов, если условия труда соответствуют подклассам 3.3, 3.4 и 4 по результатам спецоценки |
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях конкретного работника (ч. вторая ст. 92 ТК РФ) | Не было | Продолжительность работы конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов спецоценки условий труда |
Увеличена продолжительность работы во вредных условиях до 40 часов с выплатой компенсации (ч. третья ст. 92 ТК РФ) | Не было | Продолжительность рабочего времени во вредных условиях может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю. Основанием служит отраслевое (межотраслевое) соглашение, коллективный договор, а также дополнительное соглашение к трудовому договору. Кроме того, работнику должна быть установлена денежная компенсация |
Изменились условия, определяющие продолжительность ежедневной работы во вредных условиях (ч. третья ст. 94 ТК РФ) | Коллективным договором можно увеличивать продолжительность ежедневной работы во вредных условиях, если еженедельная при этом не увеличится | Продолжительность ежедневной работы во вредных условиях можно увеличить, если это записано в отраслевом соглашении, коллективном договоре и трудовом договоре работника:
|
Изменился учетный период для суммированного учета рабочего времени во вредных условиях труда (ч. первая ст. 104 ТК РФ) | Учетный период при суммированном учете рабочего времени не может превышать 1 год | Учетный период при суммированном учете для работников, занятых во вредных условиях тр
|
Нет комментариев
Добавить комментарий