Новости охраны труда

Полный перечень изменений, которые повлек за собой закон о спецоценке Изменения, которые вступили в силу с 1 января 2014 г.


Что изменилось Как было Как стало
Появился способ расчета квоты для приема на работу инвалидов (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов») Не было Чтобы рассчитать квоту для приема инвалидов, в среднесписочную численность организации не включаются работники, занятые во вредных и опасных условиях труда
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к тяжкому повреждению здоровья человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ)
  • Штраф до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до двух лет;
  • принудительные работы на срок до одного года;
  • лишение свободы на срок до одного года
  • Штраф до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
  • исправительные работы на срок до двух лет;
  • принудительные работы на срок до одного года;
  • лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти человека (ч. 2 ст. 143 УК РФ)
  • Принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
  • Принудительные работы на срок до четырех лет;
  • лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти двух и более человек (ч. 3 ст. 143 УК РФ) Не было
  • Принудительные работы на срок до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Появилось разъяснение, что такое требование охраны труда (примечание к ст. 143 УК РФ) Не было Требования охраны труда – нормы охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах России и субъектов федерации
Установлено соответствие класса вредности на рабочем месте размеру дополнительного страхового тарифа (ч. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») Не было Зависимость размера дополнительного страхового тарифа от класса вредности на рабочем месте:
Подкласс 4 – 8,0 %;
3.4 – 7,0 %;
3.3 – 6,0 %;
3.2 – 4,0 %;
3.1 – 2,0;
2 – 0,0 %;
1 – 0,0%
Изменились правила назначения пенсии (п. 3 ст. 27 Федерального закона 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») Пенсия по старости назначалась за половину стажа работы во вредных условиях К прежнему правилу добавилось новое: период работы после 1 января 2013 года во вредных условиях будет зачтен в стаж для получения льготной пенсии, если в это время работодатель платил страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3Федерального закона от 24 июня 2009 г. № 212-ФЗ О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС»
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях труда (абз. 5 ст. 92 ТК РФ) Продолжительность работы во вредных условиях не может быть больше 36 часов Продолжительность работы не может быть больше 36 часов, если условия труда соответствуют подклассам 3.3, 3.4 и 4 по результатам спецоценки
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях конкретного работника (ч. вторая ст. 92 ТК РФ) Не было Продолжительность работы конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов спецоценки условий труда
Увеличена продолжительность работы во вредных условиях до 40 часов с выплатой компенсации (ч. третья ст. 92 ТК РФ) Не было Продолжительность рабочего времени во вредных условиях может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю.
Основанием служит отраслевое (межотраслевое) соглашение, коллективный договор, а также дополнительное соглашение к трудовому договору. Кроме того, работнику должна быть установлена денежная компенсация
Изменились условия, определяющие продолжительность ежедневной работы во вредных условиях (ч. третья ст. 94 ТК РФ) Коллективным договором можно увеличивать продолжительность ежедневной работы во вредных условиях, если еженедельная при этом не увеличится Продолжительность ежедневной работы во вредных условиях можно увеличить, если это записано в отраслевом соглашении, коллективном договоре и трудовом договоре работника:
  • при 36-часовой рабочей неделе – до 12 часов;
  • при 30-часовой рабочей неделе и менее – до 8 часов
Изменился учетный период для суммированного учета рабочего времени во вредных условиях труда (ч. первая ст. 104 ТК РФ) Учетный период при суммированном учете рабочего времени не может превышать 1 год Учетный период при суммированном учете для работников, занятых во вредных условиях труда не может превышать 3 месяца, остальных работников – 1 год
Изменились условия дополнительного отпуска за вредные условия труда (ст. 117 ТК РФ) Дополнительный отпуск положен за работу во вредных условиях, установленных Списками1 и результатами аттестации рабочих мест. Минимальная продолжительность не менее 7 календарных дней установлена Правительством РФ Дополнительный отпуск положен только за условия труда, относящиеся к классам вредности 3.2–3.4 и 4. Минимальная продолжительность – 7 календарных дней. Большая продолжительность отпуска устанавливается трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора и с учетом результатов спецоценки.
Часть отпуска, превышающая 7 дней, может быть заменена денежной компенсацией на основании отраслевого соглашения и коллективного договора
Появились требования к экспертам, которые будут проводить специальную оценку условий труда (ст. 351.3 ТК РФ) Не было Специальную оценку условий труда могут проводить аттестованные эксперты, имеющие сертификат на выполнение работ по спецоценке. Порядок их аттестации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда.
Введены повышенные коэффициенты, которые увеличивают базу для начисления страховых взносов в ПФР (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212–ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС России, ФОМС») Не было Ежегодно база для страховых тарифов в ПФР будет увеличиваться:
в 2015 г. – 1,7;
в 2016 – 1,8;
в 2017 – 1,9;
в 2018 – 2,0;
в 2019 – 2,1;
в 2020 – 2,2;
в 2021 – 2,3
Введены новые размеры дополнительных тарифов в ПФР в зависимости от класса вредности условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС») Не было За работников, которым положена льготная пенсия за работу во вредных условиях, необходимо будет платить страховые взносы по новым тарифам, которые будут зависеть от класса вредности на рабочем месте:
Подкласс 4 – 8,0 %;
3.4 – 7,0 %;
3.3 – 6,0 %;
3.2 – 4,0 %;
3.1 – 2,0;
2 – 0,0 %;
1 – 0,0%.
Классы вредности должны быть установлены по результатам спецоценки
Утратило силу определение «аттестация рабочих мест» (ст. 209 ТК РФ) Аттестация рабочих мест – оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится, чтобы выявить вредные и опасные производственные факторы и провести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда Утратило силу
Больше не действует требование о том, что проекты строительства должны отвечать нормам охраны труда (ч. первая ст. 215 ТК РФ) Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны отвечать требованиям охраны труда Утратило силу
Одна из целей, для которой проводилась государственная экспертиза условий труда, утратила силу (абз. 3 ч. второй ст. 216.1 ТК РФ) Государственная экспертиза условий труда проводится, чтобы определить, соответствуют ли проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов требованиям охраны труда Утратила силу
Больше не действует запрет на строительство и реконструкцию без государственной экспертизы условий труда (ч. вторая ст. 215 ТК РФ) Запрещено строительство, реконструкция и переоснащение технических объектов и внедрение новой техники и технологии без государственной экспертизы условий труда Утратил силу
Изменились основания, по которым работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам (п. 4 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») Страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам, установленным пунктами 1 и 2настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом Это положение утратило силу. Теперь не платить дополнительный страховой тариф можно только в том случае, если по результатам спецоценки условия труда признаны безопасными или допустимыми (1-й или 2-й класс) (п. 2.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»)



Изменения, которые вступят в силу с 1 января 2015 г.



Что изменилось Как было Как стало
Появился способ расчета квоты для приема на работу инвалидов (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов») Не было Чтобы рассчитать квоту для приема инвалидов, в среднесписочную численность организации не включаются работники, занятые во вредных и опасных условиях труда
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к тяжкому повреждению здоровья человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ)
  • Штраф до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до двух лет;
  • принудительные работы на срок до одного года;
  • лишение свободы на срок до одного года
  • Штраф до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
  • исправительные работы на срок до двух лет;
  • принудительные работы на срок до одного года;
  • лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти человека (ч. 2 ст. 143 УК РФ)
  • Принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
  • Принудительные работы на срок до четырех лет;
  • лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти двух и более человек (ч. 3 ст. 143 УК РФ) Не было
  • Принудительные работы на срок до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Появилось разъяснение, что такое требование охраны труда (примечание к ст. 143 УК РФ) Не было Требования охраны труда – нормы охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах России и субъектов федерации
Установлено соответствие класса вредности на рабочем месте размеру дополнительного страхового тарифа (ч. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») Не было Зависимость размера дополнительного страхового тарифа от класса вредности на рабочем месте:
Подкласс 4 – 8,0 %;
3.4 – 7,0 %;
3.3 – 6,0 %;
3.2 – 4,0 %;
3.1 – 2,0;
2 – 0,0 %;
1 – 0,0%
Изменились правила назначения пенсии (п. 3 ст. 27 Федерального закона 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») Пенсия по старости назначалась за половину стажа работы во вредных условиях К прежнему правилу добавилось новое: период работы после 1 января 2013 года во вредных условиях будет зачтен в стаж для получения льготной пенсии, если в это время работодатель платил страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3Федерального закона от 24 июня 2009 г. № 212-ФЗ О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС»
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях труда (абз. 5 ст. 92 ТК РФ) Продолжительность работы во вредных условиях не может быть больше 36 часов Продолжительность работы не может быть больше 36 часов, если условия труда соответствуют подклассам 3.3, 3.4 и 4 по результатам спецоценки
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях конкретного работника (ч. вторая ст. 92 ТК РФ) Не было Продолжительность работы конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов спецоценки условий труда
Увеличена продолжительность работы во вредных условиях до 40 часов с выплатой компенсации (ч. третья ст. 92 ТК РФ) Не было Продолжительность рабочего времени во вредных условиях может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю.
Основанием служит отраслевое (межотраслевое) соглашение, коллективный договор, а также дополнительное соглашение к трудовому договору. Кроме того, работнику должна быть установлена денежная компенсация
Изменились условия, определяющие продолжительность ежедневной работы во вредных условиях (ч. третья ст. 94 ТК РФ) Коллективным договором можно увеличивать продолжительность ежедневной работы во вредных условиях, если еженедельная при этом не увеличится Продолжительность ежедневной работы во вредных условиях можно увеличить, если это записано в отраслевом соглашении, коллективном договоре и трудовом договоре работника:
  • при 36-часовой рабочей неделе – до 12 часов;
  • при 30-часовой рабочей неделе и менее – до 8 часов
Изменился учетный период для суммированного учета рабочего времени во вредных условиях труда (ч. первая ст. 104 ТК РФ) Учетный период при суммированном учете рабочего времени не может превышать 1 год Учетный период при суммированном учете для работников, занятых во вредных условиях труда не может превышать 3 месяца, остальных работников – 1 год
Изменились условия дополнительного отпуска за вредные условия труда (ст. 117 ТК РФ) Дополнительный отпуск положен за работу во вредных условиях, установленных Списками1 и результатами аттестации рабочих мест. Минимальная продолжительность не менее 7 календарных дней установлена Правительством РФ Дополнительный отпуск положен только за условия труда, относящиеся к классам вредности 3.2–3.4 и 4. Минимальная продолжительность – 7 календарных дней. Большая продолжительность отпуска устанавливается трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора и с учетом результатов спецоценки.
Часть отпуска, превышающая 7 дней, может быть заменена денежной компенсацией на основании отраслевого соглашения и коллективного договора
Появились требования к экспертам, которые будут проводить специальную оценку условий труда (ст. 351.3 ТК РФ) Не было Специальную оценку условий труда могут проводить аттестованные эксперты, имеющие сертификат на выполнение работ по спецоценке. Порядок их аттестации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда.
Введены повышенные коэффициенты, которые увеличивают базу для начисления страховых взносов в ПФР (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212–ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС России, ФОМС») Не было Ежегодно база для страховых тарифов в ПФР будет увеличиваться:
в 2015 г. – 1,7;
в 2016 – 1,8;
в 2017 – 1,9;
в 2018 – 2,0;
в 2019 – 2,1;
в 2020 – 2,2;
в 2021 – 2,3
Введены новые размеры дополнительных тарифов в ПФР в зависимости от класса вредности условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС») Не было За работников, которым положена льготная пенсия за работу во вредных условиях, необходимо будет платить страховые взносы по новым тарифам, которые будут зависеть от класса вредности на рабочем месте:
Подкласс 4 – 8,0 %;
3.4 – 7,0 %;
3.3 – 6,0 %;
3.2 – 4,0 %;
3.1 – 2,0;
2 – 0,0 %;
1 – 0,0%.
Классы вредности должны быть установлены по результатам спецоценки
Утратило силу определение «аттестация рабочих мест» (ст. 209 ТК РФ) Аттестация рабочих мест – оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится, чтобы выявить вредные и опасные производственные факторы и провести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда Утратило силу
Больше не действует требование о том, что проекты строительства должны отвечать нормам охраны труда (ч. первая ст. 215 ТК РФ) Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны отвечать требованиям охраны труда Утратило силу
Одна из целей, для которой проводилась государственная экспертиза условий труда, утратила силу (абз. 3 ч. второй ст. 216.1 ТК РФ) Государственная экспертиза условий труда проводится, чтобы определить, соответствуют ли проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов требованиям охраны труда Утратила силу
Больше не действует запрет на строительство и реконструкцию без государственной экспертизы условий труда (ч. вторая ст. 215 ТК РФ) Запрещено строительство, реконструкция и переоснащение технических объектов и внедрение новой техники и технологии без государственной экспертизы условий труда Утратил силу
Изменились основания, по которым работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам (п. 4 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») Страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам, установленным пунктами 1 и 2настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом Это положение утратило силу. Теперь не платить дополнительный страховой тариф можно только в том случае, если по результатам спецоценки условия труда признаны безопасными или допустимыми (1-й или 2-й класс) (п. 2.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»)

Новая ответственность за нарушения трудового законодательства и правил охраны труда, которая появится с 1 января 2015 г.

Что изменилось Как было Как стало
Появился способ расчета квоты для приема на работу инвалидов (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов») Не было Чтобы рассчитать квоту для приема инвалидов, в среднесписочную численность организации не включаются работники, занятые во вредных и опасных условиях труда
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к тяжкому повреждению здоровья человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ)
  • Штраф до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до двух лет;
  • принудительные работы на срок до одного года;
  • лишение свободы на срок до одного года
  • Штраф до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
  • исправительные работы на срок до двух лет;
  • принудительные работы на срок до одного года;
  • лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти человека (ч. 2 ст. 143 УК РФ)
  • Принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
  • Принудительные работы на срок до четырех лет;
  • лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Усилена ответственность за нарушение техники безопасности, которое привело к смерти двух и более человек (ч. 3 ст. 143 УК РФ) Не было
  • Принудительные работы на срок до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Появилось разъяснение, что такое требование охраны труда (примечание к ст. 143 УК РФ) Не было Требования охраны труда – нормы охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах России и субъектов федерации
Установлено соответствие класса вредности на рабочем месте размеру дополнительного страхового тарифа (ч. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») Не было Зависимость размера дополнительного страхового тарифа от класса вредности на рабочем месте:
Подкласс 4 – 8,0 %;
3.4 – 7,0 %;
3.3 – 6,0 %;
3.2 – 4,0 %;
3.1 – 2,0;
2 – 0,0 %;
1 – 0,0%
Изменились правила назначения пенсии (п. 3 ст. 27 Федерального закона 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») Пенсия по старости назначалась за половину стажа работы во вредных условиях К прежнему правилу добавилось новое: период работы после 1 января 2013 года во вредных условиях будет зачтен в стаж для получения льготной пенсии, если в это время работодатель платил страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3Федерального закона от 24 июня 2009 г. № 212-ФЗ О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС»
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях труда (абз. 5 ст. 92 ТК РФ) Продолжительность работы во вредных условиях не может быть больше 36 часов Продолжительность работы не может быть больше 36 часов, если условия труда соответствуют подклассам 3.3, 3.4 и 4 по результатам спецоценки
Изменились условия, определяющие продолжительность работы во вредных условиях конкретного работника (ч. вторая ст. 92 ТК РФ) Не было Продолжительность работы конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов спецоценки условий труда
Увеличена продолжительность работы во вредных условиях до 40 часов с выплатой компенсации (ч. третья ст. 92 ТК РФ) Не было Продолжительность рабочего времени во вредных условиях может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю.
Основанием служит отраслевое (межотраслевое) соглашение, коллективный договор, а также дополнительное соглашение к трудовому договору. Кроме того, работнику должна быть установлена денежная компенсация
Изменились условия, определяющие продолжительность ежедневной работы во вредных условиях (ч. третья ст. 94 ТК РФ) Коллективным договором можно увеличивать продолжительность ежедневной работы во вредных условиях, если еженедельная при этом не увеличится Продолжительность ежедневной работы во вредных условиях можно увеличить, если это записано в отраслевом соглашении, коллективном договоре и трудовом договоре работника:
  • при 36-часовой рабочей неделе – до 12 часов;
  • при 30-часовой рабочей неделе и менее – до 8 часов
Изменился учетный период для суммированного учета рабочего времени во вредных условиях труда (ч. первая ст. 104 ТК РФ) Учетный период при суммированном учете рабочего времени не может превышать 1 год Учетный период при суммированном учете для работников, занятых во вредных условиях тр

Нет комментариев

Добавить комментарий