Алексей СУТЯГИН, шеф-редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»
Часть 1 статьи 10 Закона № 426-ФЗ, или что такое идентификация потенциально опасных и вредных производственных факторовЧто написано в законе
1. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Что это означает на самом деле
1. Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов – это процесс, в ходе которого сравнивают вредные и опасные факторы на рабочих местах с вредными и опасными факторами, предусмотренными Классификатором вредных и опасных производственных факторов1. Его утверждает Минтруда России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура идентификации установлена Методикой специальной оценки условий труда2.
Части 2–7 статьи 10 Закона № 426-ФЗ, или Как идентифицировать потенциально опасные и вредные производственные факторы
2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.
3. При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:
1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
4. В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.
5. В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.
6. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
7. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Что это означает на самом деле
2. Потенциально вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах идентифицируетэксперт организации, проводящей спецоценку. Результаты идентификации утверждаются комиссией, которую формирует работодатель.
3. Проводя идентификацию нужно учитывать:
1) используется ли работниками производственное оборудование, материалы и сырье, являющиеся источниками вредных и опасных производственных факторов (если используют, то работники должны проходить медосмотры: при поступлении на работу – обязательные предварительныемедосмотры и в течение трудовой деятельности – периодические медосмотры;
2) каковы результаты ранее проводившихся исследований на рабочих местах;
3) имелись ли случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний, которые возникли в связи с воздействием на работника вредных и опасных производственных факторов на его рабочем месте;
4) предложения работников по проведению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов.
4. Если вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы(то есть, не обнаружены), условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и опасных производственных факторов не проводятся.
5. Если вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы(обнаружены), необходимо провести их исследование и измерение. Решение об этом принимает комиссия работодателя.
6. Не проводят идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов в отношении:
1) рабочих мест работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
2) рабочих мест, на которых работникам по закону предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и опасные условия труда.
Пояснение: На местах, которые не перечислены в данном пункте, спецоценка может проводиться поэтапно, вплоть до 31 декабря 2018 года.
7. Перечень вредных и опасных производственных факторов, которые должны быть исследованы и измерены, на рабочих местах, указанных в пункте 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ, определяет эксперт организации, проводящей спецоценку. Принимая решение, он исходит из перечня вредных и опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 Закона № 426-ФЗ.
Статья 11 Закона № 426-ФЗ, или что такое декларирование соответствия условий труда требованиям законаЧто написано в документе
1. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
2. Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
4. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
5. В случае если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
6. Решение о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем в срок не позднее чем в течение десяти календарных дней со дня наступления указанных в части 5 настоящей статьи обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
7. По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
Что это означает на самом деле
1. Если на рабочих местах вредные и опасные факторы производства не выявлены, работодатель подает в Роструд декларацию, которая подтверждает, что условия работы соответствуют требованиям охраны труда.
2. Форму и порядок подачи декларации устанавливает Минтруд России.
3. Роструд должен обеспечить формирование и ведение реестра деклараций в порядке, который установит Минтруд России.
4. Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
5. Действие декларации прекращается досрочно, если на рабочем месте, в отношении которого она оформлена, произошел несчастный случай или у работника выявлено профессиональное заболевание. Исключение составляют несчастные случаи на производстве, произошедшие по вине третьих лиц. В этом случае проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
6. Решение о прекращении действия декларации принимает Роструд. Об этом он делает запись в реестре деклараций в течение 10 календарных дней с момента, когда произошел несчастный случай или было выявлено профессиональное заболевание.
ПРИМЕР
28 апреля 2014 года в ООО «Колокол» произошел несчастный случай: работник лишился указательного пальца правой руки в результате неправильной работы с прессом.
Было проведено расследование, в ходе которого установлено, что пострадавший вовремя не прошел повторный инструктаж по охране труда.
Информация о происшествии поступила в Роструд. В итоге ведомство приняло решение о прекращении действия декларации с 28 апреля 2014 года и внесло запись об этом в реестр деклараций.
7. Если в течение действия декларации не было несчастных случаев или у работника не возникло профессионального заболевания, срок ее действия автоматически продлевается на следующие пять лет.
ПРИМЕР
В ООО «Ромашка» с 7 по 25 апреля 2014 года провели специальную оценку условий труда. По ее результатам было установлено, что вредных и опасных факторов не имеется. Рабочим местам присвоены первый и второй классы вредности. Отчет о проведении спецоценки утвержден 25 апреля 2014 года.
28 апреля 2014 года в Роструд была подана декларация соответствия. Она будет действовать с 25 апреля 2014 года по 24 апреля 2019 года. Если в течение этого периода не будет несчастных случаев и не возникнет профзаболеваний, она будет продлена по 24 апреля 2019 года.
В следующем номере:
Продолжим переводить нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и расскажем:
- как исследовать и измерять вредные и опасные факторы производства;
- какие вредные и опасные факторы нужно исследовать и измерять в ходе проведения спецоценки.
1 Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н
«Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее – Приказ № 33н).
2 Утверждена Приказом № 33н.
Нет комментариев
Добавить комментарий